Глобальное ИТ-сообщество задалось целью повысить удобство ее использования, а также выработать специальные рекомендации по применению принципов ITIL в малом бизнесе. Проект рассчитан на 18 месяцев.
Эта библиотека, разработанная около 20 лет назад по заказу британского правительства, сегодня является признанным стандартом для множества предприятий в России и за рубежом. Описанные в ITIL способы организации ИТ-процессов нацелены не просто на обеспечение бесперебойной работы информационно-технической инфраструктуры, но и на выполнение конкретных требований заказчика. В конечном счете, процессы ITIL способствуют повышению конкурентоспособности предприятия и становятся неотъемлемой частью успешного бизнеса.
ITIL Refresh, по сути, эволюционный проект, ибо никакой революции по ходу реализации не произошло. Как говорят специалисты, нет нужды чинить то, что не сломалось. По существу, эта американская поговорка стала неформальным девизом проекта. В ожидаемой к концу 2006 года третьей версии — ITIL3 — общая концепция остается неизменной: библиотека по-прежнему служит интересам и потребностям бизнеса. Тем не менее, назрела необходимость внести определенные поправки и заново ответить на вопрос: как добиться максимальных деловых выгод, наилучшим образом задействовав имеющиеся ресурсы?
Авторы ITIL3 представят обновленную структуру описания процессов, в которой будут выделены ядро библиотеки и дополнительные (комплементарные) разделы. Обновленное ядро ITIL составят ключевые понятия и методы, зарекомендовавшие себя в качестве общеприменимой основы организации ИТ-процессов, оставаясь неизменным на протяжении длительного времени.
Книги с комплементарными разделами включают описания применения концепций, изложенных в ядре, с учетом специфики конкретных предприятий, к примеру, в банках или на предприятиях малого бизнеса. В их числе книга (ITIL in small IT units), популярная до сих пор, хотя она не обновлялась на протяжении нескольких лет. Устаревший материал (разумеется, пересмотренный и обновленный) также войдет в ITIL3. Понятно, что в перспективе благодаря новой структуре станет гораздо проще вносить в библиотеку какие-либо изменения.
Основные публикации ITIL3 предстанут в пяти книгах, названия которых отражают жизненный цикл ИТ-услуг: «Стратегии обслуживания» (Service Strategies), «Проектирование услуг» (Service Design), «Внедрение услуг» (Service Introduction), «Оказание услуг» (Service Operation), «Непрерывное совершенствование услуг» (Continuous Service Improvement).
Не менее значима стратегия локализации, разрабатываемая в настоящее время: переводчикам-энтузиастам будет предложен механизм эффективного сотрудничества, благодаря которому интервал между выходом англоязычной и, скажем, русской версии ITIL станет минимальным. Что интересно, сами переводы отнесены авторами проекта к комплементарным разделам библиотеки.
В марте 2006 года в голландском Маастрихте состоялся форум провайдеров ITIL-обучения, посвященный глобальной реформе ITIL-образования. Организатором мероприятия выступил Исследовательский институт информационных технологий (Examination Institute for Information Science, EXIN), в сферу интересов которого входит аккредитация организаций, проводящих тренинги, и сертификация специалистов во всем мире. Оказывается, EXIN намерен изменить схемы обучения и механизм сертификации. Так, если раньше по каждому из ИТ-процессов был предусмотрен отдельный экзамен, то теперь они объединяются в кластеры. К прежним теоретическим вопросам прилагается набор практических заданий, которые испытуемый должен выполнить в реальных либо максимально приближенных к таковым условиях. Отметим, что сертификаты, выданные EXIN по старой системе, никоим образом не утрачивают своей силы, правда, и не дают никаких преимуществ при получении новых.
Многие ИТ-руководители наверняка зададут вопрос: если на их предприятии сегодня уже внедряются ИТ-процессы на основе ITIL, стоит ли торопиться с переходом на обновленную версию, откроет ли это новые возможности? Очевидно, что нет. Процессы, описанные в библиотеке, остаются прежними. За прошедшие годы получено немало доказательств их эффективности. Третья версия ITIL решает вопросы структурного характера, с которыми были связаны основные жалобы, поступившие от читателей в адрес разработчиков ITIL2. Тем же предприятиям, которые еще только планируют внедрить процессный подход в своем бизнесе, от третьей версии ITIL никуда не деться. Собственно, для них она сейчас и пишется.
Сергей Конаков — управляющий партнер компании «5-55», Konakov@5-55.ru