На недавней конференции «Управление ИТ-услугами на предприятии», организованной издательством «Открытые системы» и компанией IDC ...
Уже после того, как высшее руководство вынесло свой вердикт, удивленные ИТ-менеджеры поинтересовались у него, почему же решение было принято не в пользу варианта, предложенного штатной ИТ-службой. Ответ бизнес-менеджеров их ошеломил: «А раньше никто не спрашивал, какие услуги нам нужны и что мы ждем от их реализации».
Этот пример наглядно демонстрирует: из двух вариантов выстраивания ИТ-услуг - «канонически правильного» и того, который отвечает чаяниям и потребностям бизнес-заказчиков, - второй явно предпочтительнее. Полагаю, об этом следует помнить всем, кто занимается постановкой ИТ-процессов внутри службы, подготовкой соглашений об уровне качества предоставляемых услуг (SLA) или рассматривает возможность приобретения ИТ-услуг на условиях аутсорсинга. Можно долго спорить о том, что должно быть учтено в SLA, но если это соглашение не в достаточной степени учитывает интересы бизнес-руководства и пользователей предприятия, то ни о каком успехе говорить не приходится.
Немало ИТ-руководителей придерживаются мнения, что для «употребления» внутри предприятия SLA не нужны, их, якобы, имеет смысл разрабатывать лишь в случае, если какие-либо услуги предприятию оказывает сторонний подрядчик. Это не так. Во-первых, работа на основе внутренних SLA помогает обрести бесценный опыт, который пригодится при выстраивании отношений и подготовке SLA в сотрудничестве с аутсорсерами. Во-вторых, SLA (если, конечно, соглашение соответствует интересам и ожиданиям клиентов) помогает ИТ-руководству продемонстрировать высшестоящим детали работы ИТ-службы (включая ее затратную часть) и доказать, что она не зря ест свой хлеб, а бизнес-руководству это дает возможность понять, на что тратятся деньги и сколько реально стоит ИТ-поддержка бизнеса. Прозрачность работы ИТ-службы помогает повысить доверие и к ней, и к ее руководителю. В-третьих, правильно выстроенное SLA-соглашение помогает варьировать затратами и себестоимостью ИТ-услуг, оптимизируя расходы на ИТ (в первую очередь, за счет разумного сокращения средств на эксплуатацию информационных систем).
Высвободившиеся финансы можно направить на инновационные проекты, в которых нуждается бизнес. Собственно, этого в большинстве случаев он и ждет. Как отметил один из ИТ-директоров со стажем, если ИТ-руководитель желает обрести доверие и любовь топ-менеджмента и владельцев, ему следует прийти к ним и заявить, что он знает, как можно обеспечить не менее эффективную ИТ-поддержку бизнес-процессов предприятия, потратив на эти цели гораздо меньше денег, чем раньше.
Впрочем, снижение расходов на эксплуатацию ИТ не может продолжаться бесконечно, поэтому одновременно следует искать иные способы повышения статуса ИТ-службы и ее руководства на предприятии. Одно из главных направлений осуществления этой цели - инновационные проекты, реализуемые с участием ИТ-службы (в том числе проекты по созданию новых продуктов, услуг и качественному изменению бизнес-модели предприятия). Еще одно, тоже важное направление - адаптация ИТ к быстроменяющимся требованиям бизнеса.