Вы, несомненно, успешный ИТ-руководитель. Но это и порождает ряд проблем.
С начала года прошло немного времени, но уже можно угадать, что вы отказались от планов начать посещать спортзал трижды в неделю, ходить на все баскетбольные матчи своих детей, научиться готовить крем-брюле… Забыто многое из того, что внесло бы в вашу жизнь некое подобие душевного равновесия. Это легко понять, ведь вы — директор информационной службы, что по определению предполагает почти маниакальную самоотверженность, неустанный труд до поздней ночи и бесконечные личные жертвы во имя дела. Добавьте к этому списку стрессогенные условия ведения современного бизнеса, сокращение численности вашего ИТ-персонала плюс бюджет, больше всего напоминающий «мертвую петлю». Но, несмотря на нехватку людей и ресурсов, нужно горы свернуть. И когда же задерганному ИТ-руководителю думать о собственном спокойствии?
Похоже, многие из вас действительно не находят для этого времени. Опрос, направленный на изучение феномена современного директора информационной службы, дал возможность собрать целую коллекцию любопытных историй «из первых рук». В этих рассказах-исповедях предстают весьма интересные, а подчас неожиданные аспекты существования ИТ-руководителя. Одно из таких неординарных повествований принадлежит перу Боба Вейра, директора информационной службы Северо-восточного университета. Вейр поразил нас одной подробностью: ему «запросто» удается устроить себе самый «настоящий» отпуск. Причем каждый год. По словам Вейра, секрет прост: на период отпуска он передает все дела своему заместителю, а сотрудники ни при каких обстоятельствах в это время ему не звонят. Впрочем, он отдал своей профессии 21 год, прежде чем сумел так наладить процесс. Как же мы все дошли до жизни такой?
Люди мы или белки в колесе?
Каждый год успешные руководители дают торжественное обещание уделять больше внимания личной жизни, своим семьям и тому огромному миру, который находится за офисными стенами. Идет время, одна неделя сменяет другую, а все благие намерения неизменно рассыпаются в прах. Но у каждой медали, как известно, две стороны. Даже в трудные времена быть директором информационной службы по-настоящему увлекательно и захватывающе.
Информационные технологии — главная движущая сила производства, инноваций и сервисных услуг, а директор информационной службы, будучи «главным по ИТ», находится в эпицентре важнейших событий. Не забывайте также о заманчивых «ловушках» должностного благосостояния: прекрасный офис, приличная зарплата, бонус в конце года или возможность купить акции компании (если повезет) и, конечно же, один или два раза в год деловая поездка на промышленную конференцию в какую-нибудь экзотическую страну. За счет компании, разумеется.
Принято считать, что блестящая профессиональная карьера требует непременных жертв и во многом строится за счет личной жизни. Но как нам быть, если общепринятая точка зрения ошибочна? Если погоня за успехом, якобы, немыслимым вне работы, превращает нашу жизнь в «головоломку», основные детали которой непременно отсутствуют?
Лора Нэш и Говард Стивенсон из Гарвардской школы бизнеса бросили вызов общепринятым представлениям об успехе, издав недавно свою книгу «Ровно столько, сколько нужно» (Just Enough). На наш взгляд, это название немного сбивает с толку, более точно суть исследования отражал бы заголовок «Многоликий успех» (The Many Faces of Success). В книге выдвигается гипотеза, что большинство бизнесменов ограничивают все мыслимые представления об успехе одной профессиональной корзиной. Подобно белке, бегущей в колесе, они пытаются достичь практически недосягаемого «больше, чем есть»: больше званий, денег, сделок! Всего один (как они думают) поворот колеса принесет им еще больше благ. Поэтому они без устали продолжают бежать.
Успех — дело тонкое
Зачем и кому нужна эта бесконечная гонка? Ведь планка успеха установлена слишком высоко и ей очень сложно соответствовать. Мы можем искать истоки зла в буме Internet-компаний, который породил когорту предприимчивых дельцов, получивших огромные сверхъестественные состояния в мгновение ока. Мы можем винить нашу культуру, помешанную на знаменитостях и возводящую известных ИТ-руководителей, таких как Джек Уэлч (председатель и президент General Electric), в статус полубога. Да, их воздействие на сознание миллионов огромно. Денежные премии избранников судьбы рассортированы и подсчитаны, биографии счастливцев опубликованы и окружены со всех сторон ахами и охами. Их предлагают в качестве модели, на которую следует равняться каждому энергичному бизнесмену или бизнес-леди.
В книге «Ровно столько, сколько нужно» доказывается, что такое понимание успеха является одномерным и, в конечном счете, ложным. По мнению авторов, быть успешным — это гораздо больше, чем просто иметь денежные призы или подниматься все выше и выше по корпоративной лестнице. Успех, утверждают они, подразделяется на четыре одинаково значимых категории. В это понятие включаются ваше счастье, проистекающее из удовлетворенности жизнью; достижения, когда вы ставите и добиваетесь желаемых целей; значимость поступков, когда вы делаете то, что позитивно влияет на друзей, коллег и семью; и, наконец, ваше наследие, когда созданные ценности помогают другим достичь успеха.
Казалось бы, профессиональный успех синонимичен понятию «достижения», но столь же очевидно он соотносим с другими категориями. Авторы на протяжении всей книги подчеркивают, что успех имеет множество измерений. Не может все упираться в работу и деньги, как это происходит у слишком многих ИТ-руководителей. Выступление исключительно на такой «арене» лишает человека желанных сил и энергии, столь необходимых для поддержания гармоничных связей с семьей и всем миром. А без этого невозможно быть по-настоящему счастливым. И даже заслуженный отпуск будет не в радость.
Стремитесь к балансу — умейте жонглировать
О достижении равновесия написано немало. Книга «Ровно столько, сколько нужно» отличается от многих трудов тем, что признает, насколько сложно это состояние обрести. Баланс и гармония возможны, если постоянно «перемещаться» между категориями успеха, как бы жонглируя ими и принимая верные решения на протяжении вашей жизни. Чему я должен уделить внимание сейчас? Если направлю свою энергию сюда, то когда и как улажу ситуацию там?
Подобные вопросы должны звучать постоянно. Уход с работы, чтобы заняться воспитанием детей (относится к категории «значимость»), или кругосветное путешествие «автостопом» (если это делает вас счастливым) сами по себе не завершат «головоломку» и не обеспечат равновесия до тех пор, пока не будут согласовываться с категориями «достижения» и «наследия», которыми вы можете гордиться.
Нэш и Стивенсону удалось взять интервью у крупнейших предпринимателей, окончивших Гарвардскую школу бизнеса. Безусловно, эти известные люди в значительной мере достигли того, что большинство назвало бы успехом. И все же, по словам авторов, во время бесед часто звучали грустные и даже тоскливые нотки. Увы, удачливые бизнесмены не чувствовали подлинного удовлетворения. Возможно, наше представление об успехе требует радикального пересмотра?
Нэш и Стивенсон убеждены в необходимости таких перемен. Однако, несмотря на все усилия заставить по-новому взглянуть на проблему достижения истинного успеха, создается чувство, что ведется неравный бой. А наши друзья и коллеги по-прежнему задыхаются под грудой работы, некоторые погребены там навсегда.
Megan Santosus. Why You?re Not Happy. CIO Magazine. March 1, 2005