В скором будущем карьеру директора информационной службы будут определять два основных фактора. Во-первых, его лидерские качества. И во-вторых, тот путь, который он предпочтет: руководство компанией или разработка технологий.
В скором будущем карьеру директора информационной службы будут определять два основных фактора. Во-первых, его лидерские качества. И во-вторых, тот путь, который он предпочтет: руководство компанией или разработка технологий.
Недавно меня пригласили в качестве эксперта на конференцию, посвященную проблемам использования ИТ в проведении финансовых операций. Во время пресс-конференции мне задал вопрос руководитель компании, работающей на рынке высокооплачиваемых консалтинговых услуг по вопросам стратегии бизнеса: скоро ли, по моему мнению, должность директора информационной службы исчезнет как таковая?
Этот джентльмен, мой друг и бывший коллега, сам некогда был весьма преуспевающим ИТ-руководителем. Мы с ним не раз в течение многих лет обсуждали этот вопрос. Но оказавшись перед многолюдным собранием целеустремленных практикующих руководителей информационных структур, мне пришлось признать, что эта должность в современном ее виде исчезнет из штатного расписания многих компаний уже в скором будущем.
Возможно, вы крайне скептически отнесетесь к такому утверждению, но посмотрите вокруг, подумайте и согласитесь с тем, что функции директора информационной службы действительно на глазах меняются. Сегодня без ИТ немыслима работа ни одного современного предприятия, вместе с тем пока налицо четкая сегментация задач, стоящих перед специалистами, возглавляющими это направление.
Их основной обязанностью по-прежнему остается информационное обеспечение бизнес-процесса. Однако со временем эти сотрудники должны стать лидерами, определяющими стратегию развития бизнеса.
Такое эволюционное развитие профессии пойдет только на пользу, поскольку ИТ-директор получит возможность наиболее эффективно реализовать свои лидерские способности либо в качестве эксперта по вопросам менеджмента, либо как разработчик стратегических решений.
Два варианта ИТ-лидерства
Какой тип лидерства выберет в конце концов ИТ-директор зависит от степени использования информационных технологий в его компании или так называемой ИТ-интенсивности (процентное соотношение объема затрат компании на ИТ и общей суммы ее производственных расходов за определенный период времени).
В компаниях с высоким показателем ИТ-интенсивности информационные технологии являются неотъемлемой частью производственного процесса. Деятельность таких компаний без информационных технологий попросту невозможна. Например, в компании Ameritrade, где работаю я, в основе всех операций лежат ИТ-решения. Начиная с онлайн-инструментов, которыми пользуются наши клиенты, и заканчивая серверными технологиями, с помощью которых заказ клиента попадает на фондовую биржу.
Невысокая степень ИТ-интенсивности свойственна компаниям, где информационные технологии не выполняют ключевую функцию, например, на предприятиях розничной торговли или в гостиницах. Здесь, прежде всего, важна высокая квалификация обслуживающего персонала и эффективность технологий, обеспечивающих текущие операции. Поэтому ИТ-директор будет выполнять задачи менеджера по работе с поставщиками услуг аутсорсинга. Решающими факторами принятия решения в этой области будут эффективность, доступность и экономичность.
В прошлом году руководство одного из международных банков упразднило должность директора информационной службы, передав выполнение большей части необходимых ИТ-функций на аутсорсинг. Число таких примеров можно увеличить. Причем при выборе компании-аутсорсера одним из важнейших условий является гибкость во взаимоотношениях с подрядчиком. Дело в том, что компании-клиенту важно знать, что при необходимости объем и состав услуг можно легко изменить. В этом случае единственной функцией традиционного ИТ-отдела станет разработка малых приложений, в частности, создание количественных моделей для торговли и оценки рисков. Конкретнее эти задачи определяются спецификой деятельности предприятия, и отвечать за их реализацию может директор по операционной деятельности.
В новых обстоятельствах деятельность ИТ-отдела направлена на минимизацию затрат, а проведение инноваций уже не рассматривается как первостепенная задача. Поэтому успешный ИТ-менеджер должен обладать навыками мотивации сотрудников, а также превосходными коммуникационными и организаторскими способностями.
С другой стороны мы видим компании с высоким показателем ИТ-интенсивности, где информационные технологии лежат в основе производственной деятельности. И здесь налицо тенденция к увеличению доли участия ИТ-директора в процессе разработки и реализации корпоративной стратегии, так как принятие ИТ-решения напрямую связано либо с инновационными процессами в жизни компании, либо с выпуском продукции. Поэтому в управлении такими компаниями ключевая роль будет принадлежать ИТ-лидеру.
Занимая пост ИТ-директора Ameritrade (с 2003 года до августа 2005-го, когда меня назначили директором по операционной деятельности), я прежде всего стремился к созданию высокопродуктивной инновационной ИТ-культуры компании. Что же требовалось для решения этой задачи?
Во-первых, выработать четкое и всестороннее понимание всех ключевых функций.
Во-вторых, определить их сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы для каждой из них.
В-третьих, оценить значение этих функций для стратегии компании. ИТ-директор, который в состоянии занять осознанную позицию по всем трем пунктам, имеет все возможности оказать влияние на процесс разработки корпоративной стратегии.
Кроме аналитических способностей, ИТ-директор в компаниях с высоким показателем ИТ-интенсивности должен обладать еще и хорошими коммуникативными навыками. Роль стратегического лидера также предполагает, что сфера влияния не должна ограничиваться ИТ-отделом и даже руководством компании. В среде с высокой степенью ИТ-интенсивности директор информационной службы становится «лицом» компании, а это по силам лишь харизматичной личности, обладающей тонким деловым чутьем.
Во главе эволюционного процесса
Независимо от степени ИТ-интенсивности, свойственной вашей компании, необходимо четко понимать взаимосвязь ИТ и корпоративной стратегии. Современным компаниям все больше необходим ИТ-директор, который способен руководить не только своим отделом, но и целой организацией. В любом случае от него будут ждать содействия в реализации корпоративной стратегии, стремления к поиску экономичных решений, умения управлять инновационными процессами.
Важно точно определить, какой тип ИТ-директора необходим вашей компании, являются ли ИТ конкурентным преимуществом или важнейшей вспомогательной функцией. Если во главе угла стоит производственная эффективность или качество обслуживания клиентов, то уровень ИТ-интенсивности в компании невысокий. Если же производственная деятельность немыслима без ИТ, то ваша организация принадлежит к типу с высоким уровнем ИТ-интенсивности. Руководствуясь этими знаниями, вы сможете развивать в себе умения и навыки, востребованные «здесь и теперь».
Хотя будущее обычно представляется весьма туманным, можно с полной определенностью сказать, что ИТ-специалисты, посвятившие карьеру достижению исключительного лидерства в своей области, вплотную приблизились к черте, за которой начинается принципиально новое понимание их деятельности. Изменения, ожидающие профессию директора информационной службы, лишь увеличат возможности реализации лидерских качеств.
Целеустремленные ИТ-директора смогут определить свою судьбу, выбрав ту организацию, которая им по сердцу. Выбор будет зависеть, прежде всего, от их личных качеств, интересов и открывающихся перспектив. В любом случае вы сможете быть незаменимым сотрудником, от решений которого зависит судьба компании.
Asiff Hirji. Shopping for a Future. CIO Magazine. January 15, 2006