Британская компания Marks & Spencer (M&S), занимающаяся розничной торговлей, вывела свой проект использования технологии RFID (радиочастотная идентификация) на новый уровень. В настоящее время представители розничной сети пытаются внедрить технологию RFID для слежения за запасами мужских костюмов в девяти магазинах. В 2006 году количество таких торговых точек планируется довести до 53.
«Оценки, которые мы получаем от нашего персонала, носят исключительно положительный характер, — сообщил руководитель проекта RFID M&S Дэймс Стаффорд. — Если говорить об организации управления запасами, то работы, на которые раньше, при ручной организации труда, у нас уходило восемь часов в неделю, теперь выполняются за час. Кроме того, сотрудники уже поняли, что в новой технологии нет ничего сложного. Достаточно лишь поднести считывающее устройство к полке с одеждой».
Компания M&S приступила к генеральным испытаниям технологии в 2003 году, а в апреле 2004-го уже начала внедрять в некоторых подразделениях пилотные проекты. В настоящее время тестирование проводится только на мужских костюмах, чуть позже руководство компании намерено заняться женской одеждой, а в 2006 году и нижним бельем.
«Почему белье? Мы собираемся провести испытания технологии на товарах, отличающихся большим разнообразием вариантов исполнения, а одних только бюстгальтеров у нас насчитывается около 40 разных размеров», — пояснил Стаффорд. Продолжение испытаний намечено на лето 2006 года, после чего компания планирует расширить набор тестов. Пока представители M&S не готовы назвать сроки перехода от предварительных испытаний к промышленному использованию технологий.
Поскольку вопросам конфиденциальности здесь отводится очень важная роль, сотрудники M&S утверждают, что единственным назначением ярлыков RFID будет улучшение обработки складских запасов. Ярлыки RFID не будут сканироваться при расчетах с клиентами, а между конкретными товарами и сведениями о покупателе (в частности, о его кредитной карте) не предполагается устанавливать никакой связи. «Проданной одежде сегодня не ставится в соответствие никакой информации личного характера, не собираемся мы этого делать и в дальнейшем», — заявил Стаффорд.
В настоящее время микросхемы RFID располагаются внутри одноразовых бумажных ярлыков. На втором этапе испытаний микросхемы будут встраиваться в бумажные ярлыки со штрих-кодами, которые уже используются в M&S для хранения информации о размерах и цене товара. Ярлыки снабдят надписью Intelligent Label for stock control («Интеллектуальная метка для складского контроля»). Таким образом покупателей предупредят о наличии микросхем RFID.
Кроме того, компания планирует распространять среди покупателей информационные листки, в которых поясняются особенности новой технологии и рассказывается о том, что M&S делает (и не делает) с собранными данными.
Председатель совета директоров консультационной компании IDTechEx Питер Хэрроп заметил, что организации, собирающиеся использовать идентификаторы RFID, должны показать клиентам их преимущества (наполненные товарами полки) и постараться с самого начала выявить возможные осложнения.
В качестве примера Хэрроп привел решение руководства компании Benetton, специализирующейся на розничной торговле одеждой. Компания отказалась от использования идентификаторов RFID из-за негативной реакции покупателей на ярлыки, размещенные на женской одежде.
Безусловно, в конечном итоге вопросы конфиденциальности не смогут остановить дальнейшее продвижение технологии RFID. «Гораздо чаще вторжение в нашу частную жизнь осуществляется через мобильные телефоны, с помощью которых осуществляется постоянный контроль за местонахождением того или иного человека, — заметил Хэрроп. — Причем люди не имеют возможности избавиться от этой технологии. Поэтому единственным сдерживающим фактором на пути повсеместного распространения ярлыков RFID я считаю их высокую стоимость».
Laura Rohde. Look for the Intelligent Label. CIO Magazine. April 15, 2005