Рассматривая хорошие идеи, директора информационных служб должны тратить больше времени не на мозговые штурмы, а на выявление источников сопротивления реализации этих идей.

Рассматривая хорошие идеи, директора информационных служб должны тратить больше времени не на мозговые штурмы, а на выявление источников сопротивления реализации этих идей

Все чаще слышно от ИТ-директоров прочувствованное: «Мой ИТ-отдел, наша компания нуждаются в инновациях. Что мы можем сделать? Помогите».

И неизменно после этих вопросов идет трагическое, но правдивое повествование о том, как исполненным благих намерений рыцарям-джедаям от ИТ чинят всяческие препятствия этакие организационные дарты вейдеры, настроенные на беспощадную борьбу с какими бы то ни было переменами на предприятии, связанными с компьютеризацией (упомянуты персонажи «Звездных войн» Дж. Лукаса. — Прим. ред.).

И почти всегда за этим рассказом следует: «Мне просто необходимы удачные идеи, и побыстрее!»

Не раздумывая, можно ответить таким несостоявшимся новаторам: «Да на самом деле нет у вас такой необходимости!»

В мире бизнеса нет ничего более перехваленного, чем «удачная идея». Практически в каждой организации хороших идей гораздо больше, чем можно использовать. Правда, большинство фирм избыток идей радует. Но обычно то, что имеется в избытке, теряет часть своей значимости.

Трудно найти организацию, где процесс реализации новых идей был бы быстрым, недорогим, простым и успешным. Кажется, что удачная реализация новых идей, — это большая редкость, скажем даже, корпоративный дефицит.

Просто прикиньте: хорошие идеи дешевы, а их реализация — нет. Опыт показывает, что новаторам от ИТ не нужны идеи ради идей. Им нужны такие реализации этих идей, которые позволяют зарабатывать или экономить больше денег. Если организации смогут повышать свой «доход от инноваций», инвестируя больше средств в удачные реализации, чем в удачные идеи, то именно туда и надо направлять капитал.

Вопреки пламенным надеждам ярких личностей с гениальными идеями успешность инновации неотделима от успешности ее реализации.

Совершенствование инновационной деятельности зависит не от качества и количества идей, а от того, насколько понимается природа сопротивления реализации этих идей.

Понять, как продвигается инновация, на удивление легко. Когда вам предложат хорошую идею, вы сможете определить ценность ее реализации в словах, которые последуют за фразой: «Мы не можем сделать это, потому что…» А дальше просто вставьте нужное.

Именно причины, оправдания и отговорки, которые приводятся в объяснение невозможности реализации хороших идей, характеризуют инновационную деятельность в организации. И только. Мы не можем сделать это, потому что… это слишком дорого, это не понравится начальству, юристы не разрешат, это не запланировано в бюджете, сомневаемся, что это будет работать, поставщик запросит слишком много за изменение кода, отдел маркетинга заберет это у нас в случае успеха, женщина, защищающая эту идею, просто пожирательница кредитов, ИТ не должны проявлять такую инициативу, это отвлекает нас от основной миссии и так далее.

Человеку свойственно сопротивляться

Звучит знакомо? Увы, эти источники сопротивления являются настоящими «атрибутами марки» для инновационной деятельности в организации. Прислушивайтесь к ним, изучайте и уважайте их. По ним можно судить, как на самом деле в организации характеризуют инновации. Никогда не впадайте в заблуждение, считая, что для успеха инновации не хватает лишь хорошей идеи. Продвижение инноваций лучше всего наблюдать через призму сопротивления им.

Сомневаетесь? Большинство людей в западном мире имеют значительный избыточный вес. Может быть, и у вас он есть. К счастью, имеется проверенный алгоритм, очень хорошая идея для успешной борьбы с лишним весом. Звучит так: «Есть меньше, двигаться больше». Увы, лишь очень немногие из толстяков ежедневно воплощают эту отличную идею в жизнь.

Но, положа руку на сердце, настолько ли хороша идея «есть меньше, двигаться больше», если лишь очень немногие ее реализуют? Экономическая ценность хорошей идеи (если она действительно хорошая) сказывается больше в ее успешной реализации, нежели в красивом звучании.

Как действия всегда выразительнее слов, так и реализации убедительнее идей.

Бесконечное разнообразие придуманных людьми способов нарушений диет и режимов физических нагрузок отражает в миниатюре те же проблемы, которые могут вызывать инновации в организациях. В конце концов, во всем мире липосакция одна из самых востребованных хирургических операций, и число таких операций быстро растет. Для растущего сегмента рынка это на самом деле быстрее, дешевле, проще и работает успешнее, чем метод «меньше есть, больше двигаться».

Следовательно, проблема инноваций — это проблема выявления и преодоления организационного сопротивления. И услышав заявление: «Мы не можем сделать это из-за дороговизны», новатор должен показать, что на самом деле предлагаемое нововведение обходится дешевле. Сделайте демонстрационную версию или модель, доказывающую это.

Когда сопротивление обусловлено опасением недовольства начальника, долг новатора определить, не лучше ли обратиться с инновационным предложением к начальнику начальника. Возможно, есть еще какой-то круг людей, способных убедить начальника в ошибочности его взглядов. (Например, один из брэнд-менеджеров компании Procter & Gamble послал образцы изделия жене своего начальника, чтобы узнать ее мнение как целевого потребителя. И он заполучил такого влиятельного внутреннего союзника, о каком новатор может только мечтать.)

Каким бы образом ни преодолевалось сопротивление — убеждением, соблазнением, манипулированием, запугиванием или подкупом, главное, что оно должно быть преодолено. В такой ситуации макеты, образцы модели, создаваемые с помощью ИТ, менее полезны для решения проблем, чем способы, позволяющие выявлять реальные причины сопротивления. Горький опыт показывает, что и отдельные личности, и организации без особых колебаний приводят мнимые или совершенно несерьезные причины для оправдания своего нежелания реализовать идею.

В одном из банков отдел онлайнового маркетинга напрочь отказался протестировать на сайте для своих клиентов небольшое, но очень важное изменение в интерфейсе. ИТ-служба убедила фирму внести изменение, сделав аналогичную поправку в интерфейс внутреннего сайта для сотрудников банка и быстро решив все проблемы, связанные с модификацией. Сопротивление удалось преодолеть с помощью экономически эффективного примера.

Самое умное, что может сделать хорошо работающий с инновациями ИТ-директор, это меньше времени уделять мозговым штурмам при обсуждении хороших идей, а больше думать о выявлении тех людей, которые сопротивляются их воплощению. Новаторские инициативы должны содержать подробные схемы процессов и описание тактики выявления внутреннего сопротивления, а также способов уклонения от него. Преодоление сопротивления должно быть движущей силой для реализации инноваций в рамках предприятия.


Michael Schrage. The Key to Innovation: Overcoming Resistance. CIO MAGAZINE. october 15, 2005