Новый Таможенный кодекс дал импульс широкому использованию информационных технологий в российской таможенной службе: ИТ стали ключевым элементом поддержки базовых бизнес-процессов таможни.
Новый Таможенный кодекс дал импульс широкому использованию информационных технологий в российской таможенной службе: ИТ стали ключевым элементом поддержки базовых бизнес-процессов таможни. Без их использования было бы невозможно решение важных политических вопросов, таких, например, как обеспечение транзита калининградских грузов через Литву.
Леонид Ухлинов
Возраст: 44 годаОбразование: Военный инженерный институт им. А. Ф. Можайского, специальность «Электронно-вычислительная техника», доктор технических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники 2003 года
Послужной список последних лет:
2004 — настоящее время — Федеральная таможенная служба, начальник Главного управления информационных технологий, член Коллегии ФТС России
1997 — 2004 — Государственный таможенный комитет, начальник Регионального информационно-технического таможенного управления, затем начальник Управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий
1996 — 1997 — аппарат Совета безопасности РФ, советник.
1982 — 1996 — НИИ Министерства обороны РФ
После того как в январе 2004 года вступил в действие новый Таможенный кодекс РФ, информационная служба в таможенных органах стала играть весьма значимую роль. До этого момента ИТ-служба в основном концентрировалась на решении задач информационной поддержки деятельности сотрудников таможни. С принятием нового кодекса появилась возможность предоставлять в электронном виде все документы, которые имеют хождение при проведении таможенного оформления и контроля. В результате таможня приняла вид конвейера, по которому движутся грузы и сопровождающие их электронные массивы, а информационная служба стала компонентом технологии таможенного контроля.
Как пояснил Леонид Ухлинов, начальник главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы, таможенный контроль превращается в своего рода услугу: максимальное количество процедур можно теперь проходить удаленно, обмениваясь электронными документами, не тратя время на визиты к инспекторам.
«Таможенные процедуры становятся более понятными и прозрачными, более комфортными для участников внешнеэкономической деятельности, но вместе с тем и более строгими. Поскольку требующие таможенного декларирования грузы отделяются от сопровождающих их электронных документов, недобросовестному инспектору гораздо труднее получить взятку. Вместе с тем значительно возрастает ответственность участников бизнеса», — уверен Ухлинов.
На сегодняшний день уже более 100 организаций производят электронное декларирование своих грузов.
Следует отметить, что после того, как таможня перешла от прежней справочно-информационной системы к системе управляющей (правда, ее создание еще не завершено), ее эффективность существенно выросла. За последние четыре года ежедневные поступления возросли с 80 до 170 млн. долл. (при этом объем декларирования грузов почти не изменился).
Разработка под контролем
Изменения в Таможенном кодексе привели к тому, что пришлось переписать практически все приложения, которые состояли на вооружении таможенных органов. Для того чтобы ускорить получение данных из информационных баз при проведении контроля таможенных операций, была максимально усилена и телекоммуникационная составляющая системы.
Подготовка к переходу на новые технологии таможенного контроля началась почти четыре года назад. В 2003 году на модернизацию информационной системы было выделено 187 млн. долл.
В структуре таможенных органов появилась ИТ-служба — главное управление ИТ (до ее создания задачами ИТ занимался главный научно-информационный вычислительный центр таможенного ведомства). На ИТ-службу возложены планирование и финансирование всех работ по внедрению и сопровождению систем, организация взаимодействия с функциональными подразделениями и разработка технологии их ИТ-поддержки. Своя ИТ-служба есть в каждом из семи региональных таможенных управлений (она решает аналогичные задачи в масштабах федерального округа) и в каждой из 150 таможен. Наконец, на каждом из 690 таможенных постов имеется ИТ-специалист. Таким образом, в таможенной службе выстроена единая вертикальная структура управления ИТ. В общей сложности в ней работает более 2,5 тыс. сотрудников.
Нынешняя роль ГНИВЦ — проектирование информационной системы, приемка всех разработок, их испытание, централизованная рассылка программного обеспечения по всем таможенным органам, а также внедрение и сопровождение новых разработок. ГНИВЦ ведет центральную базу данных, которая содержит сведения, собранные со всей территории России. В каждом региональном управлении имеется свой вычислительный центр, который ведет базу данных таможни региона.
Чтобы обеспечить возможность использования электронно-цифровой подписи при работе с таможенными документами, в ноябре прошлого года в ГНИВЦ введен главный (в терминах закона об ЭЦП — корневой) удостоверяющий центр. Вскоре подобные центры появятся и в региональных управлениях. Их развертывание намечено завершить в сентябре. В дальнейшем планируется наладить взаимодействие с удостоверяющими центрами других государственных и бизнес-структур.
Разработку информационных систем и программных комплексов ФТС отдает в аутсорсинг. Выполнением заказов занимается более 30 различных организаций. Например, IBS вместе с IBM разрабатывают концепцию новой Единой автоматизированной информационной системы. Корпорация IBM была головным разработчиком системы автоматизации таможенных органов США, ряда европейских стран, Австралии. «Таможня сотрудничает с командой специалистов IBM, в которую входит около двух десятков зарубежных экспертов, руководивших проектами по автоматизации различных направлений таможенной деятельности ведущих стран мира. Российское представительство корпорации выступает в качестве координатора работ, — поясняет Ухлинов. — Мы используем международный опыт и приводим наши внутренние процессы в четкое соответствие с рекомендациями Всемирной таможенной организации. Россия готовится присоединиться к Киотской конвенции по гармонизации таможенных процедур, поэтому ФТС должна работать так же, как таможни развитых государств».
К реализации проектов привлечены также BearingPoint, Crown Agency, из российских интеграторов — «Крок», IBS, i-Teco, «РДТех», «Форс», «РБК-Софт» и др. В области телекоммуникаций налажено партнерство с «Ростелекомом», «Транстелекомом», «Российской телекоммуникационной сетью». Партнерами по поставкам телекоммуникационного оборудования выступают «Атлантис», AMT Group и др. Каждая из компаний, которая получает заказы от ФТС, автоматически становится членом специальной секции научно-технического совета (по сути, совета главных конструкторов), где обсуждаются все технические и технологические решения.
Интеграция и баланс
Интеграция и сбалансированность всех компонентов системы достигаются благодаря жесткому соблюдению базовых принципов разработки.
Первый из них — единство управления разработками. Все решения, касающиеся развития информационной системы, проходят процедуру согласования в ГНИВЦ. Прежде чем какая-либо разработка будет начата, определяется, на какой основе будет осуществляться создание конкретной подсистемы. Особенности интерфейсных решений обсуждаются на научно-техническом совете, куда входят представители компаний-поставщиков ИТ, работающих с таможней.
Все разработки проходят проверку на едином испытательном стенде. В ходе тестирования проверяется не только работоспособность подсистем, но и качество их интеграции, в том числе их взаимовлияние.
Второй ключевой принцип — стандартизация решений и их открытость. «Открытость значительно упрощает интеграцию с системами других министерств и ведомств, а также с зарубежными партнерами российской таможни, — отмечает Ухлинов. — Разработаны и опубликованы в Internet стандарты на все таможенные документы. Сейчас идет переход на использование стандарта XML для обеспечения информационного обмена».
Третий принцип — эволюционное, а не революционное развитие системы: новые модули системы сосуществуют с более старыми, замена их ведется последовательно. В прежние времена в распоряжении таможенников были автоматизированные рабочие места, реализующие отдельные функции и представлявшие собой изолированные друг от друга DOS-приложения. В ФТС отказались от их переноса в новую систему, которая разрабатывается как комплекс приложений, интегрированных между собой и объединенных посредством intranet-портала. Тем не менее переход на новые модули идет постепенно: когда завершается создание очередного модуля, старые рабочие места выводятся из эксплуатации, и сотрудники таможни переходят на использование новых, реализованных в комплексной системе, с применением портала для доступа к функциям и базам данных информационной системы.
Портальные решения уже используют сотрудники центрального аппарата ФТС. Вскоре эти решения будут внедрены в региональных управлениях и обеспечена их интеграция с центральным порталом. Пока же местные таможенные службы получают необходимую им информацию с помощью иных решений.
«Информационная система позволяет производить административный регламент работы таможенных инспекторов, жестко определяя последовательность их действий, — рассказывает Ухлинов. — Если инспектор не согласен с рекомендациями системы, она оповещает об этом его руководителя. Когда инспектор работает на посту, его действия может контролировать любой из его начальников вплоть до руководителей центрального аппарата ФТС».
Жесткие регламенты
В ФТС приняты жесткие регламенты внесения исправлений в информационные базы, а также в программное обеспечение. Все изменения в нормативно-справочной информации рассылаются из ГНИВЦ и вносятся в соответствующие базы данных всех региональных и местных структур таможни. Устанавливают их ИТ-специалисты таможенных служб на местах перед началом рабочего дня.
Согласно нормативным документам, в структурах таможни могут использоваться только те программные средства, которые включены в перечень, составленный ГНИВЦ. По мнению Ухлинова, подобная жесткость объясняется тем, что цена ошибки в вопросах ИТ-поддержки таможни весьма велика: «ФТС ежедневно пополняет российскую казну примерно на 170 млн. долл. От работы таможни существенно зависит стабильность страны, поскольку поступающие в бюджет деньги (а это около 43% бюджета) идут на выплаты многим группам граждан».
Реализация новых возможностей ведется в тесном сотрудничестве с функциональными подразделениями. Они формулируют задачи и передают в главное управление ИТ, которое оптимизирует их с учетом возможностей их воплощения, после чего проводит конкурс на разработку функциональных модулей. Их создание координируется при активном участии ГНИВЦ, который выступает в роли проектировщика. Прием модулей в эксплуатацию осуществляется комиссией, которую возглавляет представитель бизнес-заказчика — тот, кто поставил задачу. В комиссию входят также специалисты ГНИВЦ и главного управления ИТ. После этого исходные коды созданной системы поступают в фонд алгоритмов и программ, которые по поручению ФТС ведет ГНИВЦ.
«Пионерские» разработки, созданные на основе новых для ФТС технологий или базовых принципов, проходят стадию опытной эксплуатации. Для этого организуется пилотный проект, результаты которого тщательно изучаются и учитываются при принятии решения о дальнейшей судьбе разработки.
Ближайшие перспективы
В концепции развития таможенной службы на период до 2010 года (вскоре она будет рассматриваться на заседании правительства) информационным технологиям уделяется огромное внимание. Это отнюдь не случайно, поскольку все ключевые бизнес-процессы и процедуры таможни будут строиться на их основе. Базовым инструментом работы таможенного инспектора станет система анализа и управления рисками. По сути, это означает переход от автоматизации работы сотрудников таможни к системам поддержки принятия решений. Пилотные проекты, в ходе которых новые технологии проходят проверку, ведутся в Центральном и Северо-Западном таможенных управлениях.
В настоящее время возводится второй корпус ГНИВЦ. Необходимость его строительства вызвана существенным расширением масштабов задач, возложенных на ГНИВЦ, а также увеличением объемов хранимых и обрабатываемых данных (за три года объем базы данных вырос с 1,5 до 7,5 Тбайт). В новом здании расположится вычислительный центр, который будет обслуживать центральный аппарат российской таможни. Здесь же будет размещен и ее ситуационный центр.
Электронный транзит
С мая 2004 года, когда Литва, Польша и Эстония вступили в Евросоюз, возникла проблема информационного сопровождения транзитных перевозок через территорию Литвы. Решение было найдено весьма необычное: российская таможня подключилась к NCTS — единой общеевропейской системе контроля таможенного транзита. (Кстати, это первый случай, когда к работе с NCTS была допущена таможня страны, не являющейся членом Евросоюза.) Информация о поставках грузов, следующих через Литву, поступает в ГНИВЦ таможенной службы в Москве, оттуда передается в Вильнюс, затем в Брюссель. Там она проверяется, электронным документам присваиваются идентификационные номера, после этого они передаются обратно в ГНИВЦ, затем в Калининград, где распечатывается транзитная таможенная декларация со штрих-кодом, и только после этого груз отправляется к литовской границе, где уже имеется информация о нем. Когда груз, пересекая Литву, подъезжает к российской границе, транзитная поставка гасится.
В конце 2003 года был реализован и в 2004 году активно развивался проект «Зеленый коридор»: информация о грузах, идущих из Финляндии и Швеции в Россию, начала передаваться в Москву, затем на пограничные таможенные посты, на которые должны прибыть грузы.
По словам Леонида Ухлинова, в настоящее время большая работа в области информационного обмена ведется совместно с таможнями Украины, Казахстана. Для таможенных служб России и Белоруссии разрабатывается единая информационная система. На Дальнем Востоке налажен обмен электронными документами таможенных пунктов российских портов с американскими и японскими таможенниками (в частности, это помогает предотвратить контрабандные поставки морепродуктов в Японию).
Оценка окупаемости инвестиций в intranet
Федеральная таможенная служба — одна из многих организаций, где внедряются intranet-порталы.
Закономерен вопрос: как оценить возврат инвестиции (ROI) в intranet?
Для того чтобы лучше понять, каким образом организации определяют размеры окупаемости капиталовложений в свои сети intranet, в компании Prescient Digital Media совместно со специалистами школы бизнеса Катца при Питтсбургском университете провели расширенное исследование. Никакой специальной выборки определенной аудитории не делалось, среди респондентов присутствовали администраторы сетей intranet, консультанты и читатели журнала CIO Magazine.
Число участников опроса в общей сложности составило 275 человек.
Результаты оказались неожиданными: самыми важными были названы те преимущества, количественную оценку которым дать очень сложно. Среди них увеличение конкурентоспособности (90%), организация коммуникаций (87%) и управление контентом (87%). Традиционные области, упоминаемые обычно при анализе ROI, напротив, заняли место в конце списка: расширенное снабжение — 63%, совершенствование процесса продаж — 81% и сокращение цикла разработки продукта — 71%.
Комментируя результаты исследования, в компании META Group отмечают, что в этом нет ничего удивительного. По их мнению, ценность intranet вовсе не в совершенствовании организации продаж или уменьшении себестоимости, она выходит за рамки повышения производительности труда и снижения себестоимости; основная же выгода заключается в обеспечении более удобных способов взаимодействия, экономии времени и доступности информации.
Когда участников исследования попросили упорядочить конкретные преимущества intranet, наибольшее число голосов получили следующие: улучшение совместного использования информации (97%), расширение спектра средств взаимодействия (95%), повышение целостности информации (94%), а также ее точности (93%). Самыми незначительными были названы преимущества, связанные с повышением эффективности снабжения (63%) и расширением путей выхода на рынок (58%)
Между тем высшее руководство в первую очередь желает видеть показатели твердой экономии. И даже если неявные преимущества будут сулить «удивительные» результаты — миллионы долларов, полученные за счет экономии времени или повышения производительности, те, кто считает корпоративные деньги, все равно захотят увидеть холодные, твердые цифры.
Какие доводы более убедительны? Конечно, показатели экономии затрат. Никто не желает просто так тратить деньги. Если не найдено достойное обоснование, ничего не произойдет — генеральный директор любые дополнительные расходы примет в штыки.
Источник: Ward T. Measuring the ROIs of Intranets: Mission Possible? http://www.cio.com/research/intranet/study_2002.html
Цена безопасности
Российская таможенная служба уделяет особое внимание вопросам обеспечения информационной безопасности. На эти цели тратится до 40% средств, выделяемых на создание отдельных функциональных модулей.
«Это вопрос доверия: ни один серьезный предприниматель не станет обмениваться с нами информацией, если не будет уверен в том, что она надежно защищена от искажений и утечки, — поясняет Леонид Ухлинов.
Пока не появился единый проект информационной системы, создать цельную, единую систему безопасности было невозможно. При подготовке таможенных органов к переходу на работу в соответствии с новым Таможенным кодексом была разработана концепция информационной безопасности российской таможни, а затем и программа ее реализации. В числе прочего в этой программе были определены технические и программные средства, которые следовало использовать для защиты информационной инфраструктуры таможни, а ее технические характеристики согласованы с параметрами системы в целом. «Сейчас для принятия разработки любого из функциональных модулей системы требуется экспертиза отдела защиты информации», — отмечает Ухлинов.
Усилия таможенников по обеспечению информационной безопасности приносят свои плоды. На пиратских развалах все еще продаются базы данных по грузовым таможенным декларациям. Однако если четыре-пять лет назад это были стопроцентно полные базы, то сегодня, по словам Ухлинова, совпадение с центральной базой данных составляет не более 40%: «Сравните: пиратская база умещается на пяти CD по 700 Мбайт каждый, тогда как объем базы данных грузовых и таможенных деклараций составляет 241 Гбайт. Кстати, в прошлом году были уличены два сотрудника, работавшие с базой данных, которые предположительно передавали ее сторонним организациям. Они были уволены. Выявить их удалось во взаимодействии с администратором информационной безопасности ГНИВЦ, который ведет мониторинг работы с базами данных, и с управлением собственной безопасности ФТС, в котором имеется отдел контроля информационной безопасности. Замечу, что таможня тесно сотрудничает с федеральными службами, активно занимающимися подобными вопросами».