Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

Рынок дисков в Восточной Европе

Объем продаж дисковых накопителей в странах Центральной и Восточной Европы (Хорватия, Чешская Республика, Венгрия, Польша, Россия и Словакия) увеличился в 2003 году. Согласно исследованиям IDC, изменения составили 22,5%. В текущем году рост объема продаж, как ожидают аналитики, составит 17,5%. Отмечается также, что в 2003 году объем поставок увеличился на 12,8%, в то время как суммарная емкость в терабайтах возросла на 27,7%. Опережающие показатели увеличения емкости объясняются совершенствованием технологий, используемых в производстве дисковых систем. В IDC полагают, что в 2004 году объем поставок увеличится на 21%, а проданная емкость — на 31,5%. В 2003 году Россия лидировала по объему продаж и поставленному объему памяти. Ожидается, что благодаря масштабам нашей страны и улучшению состояния экономики такая ситуация сохранится в течение нескольких ближайших лет. Второе место заняла Польша, которая лишь на несколько процентов отстала от России, на третьей позиции — Венгрия. Более 55% региональных продаж, или 74% поставленной емкости, пришлось на непосредственно подключаемые к компьютерам внешние и внутренние дисковые системы. Последние определили немногим более 19% объема продаж. На внешние же системы — DAS, NAS и SAN пришлось 69,2% объема продаж и 41,4% емкости дисков.

Глобальный рост продаж серверов

Согласно данным IDC, опубликованным в отчете Worldwide Quarterly Server Tracker, мировые продажи серверов в III квартале 2004 года увеличились на 5,5% по сравнению с тем же периодом прошлого, достигнув 11,5 млрд. долл. Это уже шестой последовательный квартал с положительной динамикой финансовых результатов. Продажи массовых серверов возросли на 18,2%, в то время как серверов средней производительности — уменьшились на 10,2% за счет продолжающегося переноса их нагрузки на массовые системы. Доходы от поставок высокопроизводительных корпоративных серверов увеличились на 1,9%. Поставки всех типов серверов возросли по сравнению с III кварталом 2003 года на 18,7%, главным образом из-за роста спроса на массовые системы. Рост продаж в сегменте Linux-систем составил 42,6% при увеличении поставок на 31,7%. Продажи Windows-серверов на платформе x86 составили в третьем квартале 2004 года 3,9 млрд. долл., или 33,9% суммарного объема серверных продаж. Доходы от поставок систем данного типа возросли на 13,3%, в то время как сами поставки — на 19,1%. Несмотря на 8,3-процентный рост поставок Unix-серверов, их продажи, составившие 4 млрд. долл., уменьшились по сравнению с третьим кварталом 2003 года на 2,3%. Лидером рынка в III квартале 2004 года стала корпорация IBM. Объем ее продаж составил 3,6 млрд. долл., доля рынка — 31,7%, рост продаж по сравнению с тем же периодом 2003 года — 6,3%. Далее следуют Hewlett-Packard (3,1 млрд. долл., 26,8%, 2,9%), Sun Microsystems (1,176 млрд. долл., 10,2%, 0,1%), Dell (1,170 млрд. долл., 10,1%, 14,1%), Fujitsu/Fujitsu Siemens (714 млн. долл., 6,2%, 4,4%).

Этапы развития управления

ИТ-отделы компаний осваивают сервисно-ориентированный подход, соответственно развивается рынок продуктов и услуг по управлению службами предприятия (Business Service Management, BSM). Так, недавно Hewlett-Packard выпустила систему Business Process Insight, которая позволяет привязать важнейшие процессы к ИТ-инфраструктуре и затем определять влияние происходящих в ней явлений на эффективность ведения бизнеса. Как считают аналитики AMR Research, эволюционный переход от управления системами к управлению службами предприятия будет происходить в три этапа. Первый этап: мониторинг инфраструктуры как набора дискретных технологических компонентов без возможности оценки влияния сбоев на поставку ИТ-услуг; сейчас на этом этапе находится большинство ИТ-отделов. Второй этап: перенос производительности и готовности дискретных ИТ-компонентов в контекст бизнес-службы, которая может состоять из цепочки приложений (например, исполнение заказа) или одного приложения (например, системы расчета зарплаты); на этом этапе учитываются все инфраструктурные компоненты, необходимые для доставки определенной услуги. На данный этап в последние год-полтора выходят передовые ИТ-отделы. Третий этап: установление соответствия между готовностью бизнес-службы и реальными транзакциями, происходящими в рамках бизнес-процесса. Когда некоторое звено службы выходит из строя, ИТ-отдел, достигший данного уровня, может точно определить количество утраченных клиентов, объем денежных и других потерь.

Процессно-ориентированное сотрудничество

Как показывают опросы, проведенные META Group, подавляющее большинство руководителей верхнего звена — за смещение акцента в стратегиях совместной работы (СР) от обеспечения личной продуктивности служащих к повышению эффективности обслуживаемых бизнес-процессов. Если на нынешний год в META Group прогнозируют широкомасштабные внедрения в компаниях тактических средств совместной работы (IM, приложений командной работы, систем Web-конференций), то к 2008-му — переход к охватывающей клиентов, служащих и партнеров компании, основанной на SOA-инфраструктуре «контекстуальной» совместной работы, которая предусматривает внедрение соответствующих функций в профильные приложения предприятия. В 2004 году компании начнут приводить стратегии СР в соответствие со стратегическими бизнес-инициативами (в области BPM, CRM, HCM). Встроенные СР-службы, такие как проверка сетевого статуса сотрудников, получат отражение в метаданных, ассоциируемых с приложениями и документами. Пользователь сможет, например, щелкнув на объект в приложении, получить контекстуальную информацию, к примеру соответствующий список контактов (продавец, покупатель, представитель сервисной организации), а затем — переключиться на сеанс совместного использования экрана или документа с одним из перечисленных абонентов (например, для прояснения некоторых вопросов).


Стандарт в "чашке Петри"

Business Continuity Institute готовит спецификацию обеспечения непрерывности ведения бизнеса

Сотрудники Business Continuity Institute выпустили новое руководство «Непрерывность ведения бизнеса с позиций BSI». Действительно, основным его идеологом выступает British Standards Institute. Но означает ли это, что данный стандарт нужно принять к исполнению (как ISO 9000), или в противном случае вы будете просто выброшены из бизнеса?

По словам представителей BSI, роль общепринятого стандарта, хотя он и является неформальным, отводится спецификациям PAS 56, которые представляют собой набор правил, способствующих обеспечению приемлемых характеристик непрерывности ведения бизнеса и позволяющих оценить текущую ситуацию и выработать план практических действий. Речь здесь идет об управлении процессом непрерывности ведения бизнеса и создании механизма для прогнозирования и устранения возможных инцидентов. Однако никакой процедуры сертификации пока не предусмотрено.

«BSI — это скорее чашка Петри, — отмечают в институте. — Институт всего лишь создает условия для дальнейшего роста, сам же рост определяется состоянием отрасли. Формальной сертификации пока не существует — только сертификация своими силами. Однако BSI рассматривает возможность определения процедуры сертификации. Планы института предполагают придание ей статуса формального стандарта British Standard Institute».

В настоящее время в BSI пытаются понять, возможна ли договоренность между отраслями. Судя по всему, к соглашению первыми присоединятся страховая и финансовая отрасли, а также ИТ-компании. Формальный стандарт уже должен предусматривать сертификацию, которой будут заниматься специально уполномоченные органы, работающие в тесном взаимодействии с BSI.

Business Continuity Institute представляет собой частично финансируемый поставщиками ИТ-продуктов и услуг орган, которому отводится роль проводника идей и правил, помогающих «бизнесу стать лучше» и «повысить свою конкурентоспособность», а также добиться других полезных, но с трудом представляемых в количественном выражении результатов.

В данном случае BCI «придает международнопризнанный статус обобщенному опыту, накопленному при решении задач непрерывности ведения бизнеса». Организация насчитывает 1450 членов в 41 стране, и миссия ее заключается в «дальнейшей популяризации искусства и науки непрерывности ведения бизнеса».

Работая в тесном взаимодействии с BSI, ассоциация Business Continuity Institute постаралась обеспечить необходимый уровень поддержки своим членам. Одна из компаний, к примеру, уже выпустила специальный пресс-релиз, в котором говорится, что ее средства удаленного резервного копирования помогут предприятиям привести «свои системы в соответствие с новым стандартом PAS 56».

Впрочем, ни одно из предприятий не будет в обязательном порядке принуждать к переходу на PAS 56. По крайней мере до тех пор, пока в мире не появится формальный стандарт BSI.

Источник: Techworld.com

Крис Меллор


Бизнес и технологии

«Центробанк» рекомендует

Центральный банк РФ 1 декабря этого года принял стандарт «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации». Этот стандарт определяет рекомендации для банков и финансовых организаций по созданию систем информационной защиты. В частности, стандарт предполагает, что в банке должна быть система управления безопасностью, отдельная статья бюджета для отдела информационной безопасности, что следует проводить анализ рисков, обучение и аттестацию персонала, а также регулярные (не реже раза в год) тесты на проникновение и др. Пока этот стандарт носит рекомендательный характер, но тем не менее может сильно увеличить потребность в услугах по сертификации систем безопасности, анализу рисков и проведению тестов защищенности.

Ответ недобросовестным поставщикам

В начале 2005 года начнет работу ассоциация «Информационные технологии для российских промышленных предприятий». Решение о создании этого объединения приняли представители ряда промышленных компаний в конце октября 2004 года.

Основной целью ассоциации является обмен опытом и получение «суммарного авторитета» для оптимального выбора и использования ИТ-решений. Объединение профессиональных знаний произойдет, в частности, путем создания Web-сайта ассоциации, на котором большая часть разделов будет доступна только участникам создаваемого объединения. Предполагается, что сообщество промышленников будет обмениваться не только опытом успешного внедрения, но и информацией о неудачах и «проколах» поставщиков ИТ-решений. Будет даже составлен черный список компаний, к которым члены ассоциации имеют серьезные претензии. Обмен информацией будет происходить в закрытом сообществе промышленников. В работе ассоциации примут активное участие не только ИТ-менеджеры, но и высшее руководство предприятий и даже собственники, которые заинтересованы в прозрачности отношений с поставщиками.


Технология Web-сервисов набирает силу

Первые пользователи технологии Web-сервисов дают ей высокую оценку

Предварительные результаты внедрения Web-сервисов таковы: коммерческие предприятия целиком и полностью одобрили данную технологию и с нетерпением ждут возможности более широко ее использовать в ближайшем будущем. Согласно недавнему опросу, проведенному компанией Yankee Group среди 437 предприятий, 48% респондентов уже установили у себя Web-сервисы, а еще 39% собираются сделать это в течение года. Большая часть компаний — участников опроса (71%) заявили, что планируют увеличить расходы на внедрение технологии Web-сервисов в 2005 году. По мнению Сью-Джу Тана, старшего аналитика Yankee Group, на сегодняшний день технология Web-сервисов достаточно совершенна для того, чтобы коммерческие предприятия могли серьезно рассматривать ее использование. «Технология Web-сервисов настолько привлекательна, что многим компаниям и предприятиям следует хотя бы протестировать ее и выяснить, соответствует ли реальная картина обещанной», — утверждает Тан.

Первые пользователи данной технологии заявляют, что она позволила им повысить качество сотрудничества с партнерами по бизнесу, уменьшить сложность использования распределенных приложений, увеличить доход от бизнеса и снизить затраты на разработку программного обеспечения. Слабой стороной технологии, согласно проведенному опросу, является обеспечение безопасности. Возможность пользоваться корпоративной сетью, которую получают ваши партнеры и клиенты, создает и дополнительный риск. Безопасность — основной вопрос, вызывающий беспокойство у 72% опрошенных.

71% компаний повысят свои расходы на внедрение Web-сервисов в 2005 году

Технология Web-сервисов получает повсеместное распространение
Люди, которые уже внедрили у себя на предприятии Web-сервисы, говорят, что эта технология...

повышает способность моей организации сотрудничать с внешними партнерами (77% согласны)

уменьшила сложность использования распределенных приложений (66% согласны)

снизила затраты на разработку (58% согласны)

Респонденты могли отвечать утвердительно на каждый из вопросов

Источник: Yankee Group

Практические советы

Вступайте в игру, пока не поздно. Если ваша компания до сих пор не опробовала пилотную версию Web-сервисов, то сейчас самое время это сделать. В противном случае ваша организация рискует так и не узнать о преимуществах этой технологии и серьезно отстать от конкурентов.

Рассмотрите вопрос о безопасности в перспективе. Безопасность — это важный момент, о котором нельзя забывать, но боязнь возможного риска не должна помешать предприятию внедрить Web-сервисы. Взвесьте возможные риски, сравните их с преимуществами технологии Web-сервисов и предпримите конкретные шаги по уменьшению вероятности рисков.

Выясните, какие возможности Web-сервисы вам могут предложить ваши поставщики программного обеспечения. Как минимум, поинтересуйтесь, какой тактики в отношении Web-сервисов придерживается данный поставщик. Комплексный программный продукт, созданный с использованием сервисно-ориентированной архитектуры, облегчает переход на Web-сервисы и снижает затраты на интеграцию.

(Web-сервисы — новая технология для развертывания распределенных вычислительных систем. Основная причина ее появления — неспособность существующих технологий, таких как объектные системы типа COM семейства Microsoft и стандарты OMG CORBA, в полной мере обеспечить совместимость (интероперабельность) различных программных продуктов для неоднородных распределенных систем. Требование совместимости диктует стремительно развивающийся рынок электронного бизнеса, на котором оперируют как многочисленные разнотипные поставщики вычислительных услуг, так и их потребители. Технология Web-сервисов предложена и развивается под эгидой консорциума W3C ведущих компаний — производителей программного обеспечения. — прим. ред.)

Джон Сурмач