На российских предприятиях ИТ-руководители уделяют много внимания развитию ИТ-инфраструктуры. И тем не менее она нередко остается несовершенной.
На российских предприятиях ИТ-руководители уделяют много внимания развитию ИТ-инфраструктуры. И тем не менее она нередко остается несовершенной.
В чем это проявляется? Прежде всего, в неоптимальном соотношении ее стоимости и возможностей: всего много, но работает неэффективно. Наверняка, можно было бы достичь таких же успехов, сократив затраты на ИТ (владельцы предприятий очень ценят это искусство), либо добиться большего, исходя из той инфраструктуры, которая имеется, и тех средств, что выделены на ее развитие (что тоже приветствуется).
Что также печально, ИТ-инфраструктура часто не соответствует требованиям приложений, развернутых на предприятии: конфигурация сети и компьютерного оборудования оказывается или изобилующей «узкими местами», или сильно избыточной; компоненты разрозненны, «лоскутность» имеется не только на уровне приложений, но и на уровне оборудования и сетевой инфраструктуры. Во всех перечисленных случаях это ведет к тому, что деньги предприятия оказываются «замороженными»: они вложены в инфраструктуру, однако по тем или иным причинам их КПД крайне невысок, причем ожидать серьезного его повышения в ближайшем будущем едва ли приходится. Типичный пример подобного рода: предприятие сначала закупает оборудование, создает или модернизирует сетевую инфраструктуру, а затем пытается на ее основе развернуть ERP-систему. В лучшем случае удается путем относительно небольших усилий адаптировать к ней инфраструктуру, уже имеющуюся (избыточности едва ли при этом удается избежать). В не столь благоприятном случае за покупкой ERP-системы следуют расходы на приобретение новых компонентов и на сопутствующие услуги консультантов, что позволит «расшить» «узкие места», но за это предприятию приходится платить дополнительные деньги.
Излишне велики бывают и затраты на обслуживание ИТ-инфраструктуры. Но зачастую их снижение намеренно сдерживается. Например, в штате ИТ-подразделения нередко держат множество специалистов, чья эффективность вызывает большие сомнения. Вместо них можно было бы пригласить более продуктивных сотрудников, или воспользоваться услугами экспертов из других организаций на условиях аутсорсинга, или развернуть современный инструментарий для управления ИТ-инфраструктурой.
Причины подобных явлений вполне понятны. Наиболее серьезная заключается в том, что концепция долговременного развития информационной системы нередко отсутствует, либо определена недостаточно четко, либо сформирована в отрыве от концепции развития предприятия, его стратегии и модели ведения бизнеса. Вторая причина кроется в отсутствии четких принципов проектирования и развертывания ИТ-инфраструктуры. Очень часто за этим стоит низкая компетенция специалистов и консультантов в вопросах построения ИТ-инфраструктуры (экспертов в этой области в России вообще немного), а также парадоксальная с точки зрения внешних наблюдателей и одновременно естественная для «технарей» особенность мышления ИТ-руководителей: они зачастую относятся к компонентам ИТ-инфраструктуры как к дорогим игрушкам, а не как к инструментам поддержки бизнеса.
Вы считаете, что я сгущаю краски и что на вашем предприятии все не так — гораздо лучше? Позвольте вас поздравить: вы — замечательный ИТ-руководитель!