Почему подающие надежды ИТ-менеджеры не готовы к переходу на следующий уровень по карьерной лестнице.
Если вы хотите стать директором информационной службы, берите дело управления своей карьерой в собственные руки. Многие считают, что это вопрос времени: придет день, и меня назначат на главную должность ИТ-подразделения в нашей компании. К сожалению, должна вас огорчить: скорее всего, этого не случится.
Не верите? А кто сейчас занимает пост ИТ-директора в вашей фирме? Почти наверняка этого человека взяли, что называется, со стороны. Когда придет время подыскивать нового директора, и вы поймете, что эта работа вам не достанется, вы уйдете на должность ИТ-директора в компанию меньшего масштаба или согласитесь занять позицию номер два либо номер три — то есть смиритесь со своей судьбой и будете лишь сокрушаться по поводу того, что годы верной и плодотворной службы не стали весомым аргументом в вашу пользу.
Возможно, вы сочтете это несправедливым, но существует достаточно веская причина, побуждающая руководителей многих компаний искать директоров информационных служб на стороне, и состоит она в том, что большинство собственных кадров попросту не готовы к такой работе. Говоря словами обремененных научными степенями экспертов по вопросам развития организаций, вы не накопили необходимого опыта. А на приобретение этого опыта уходят годы работы на должностях, которые становятся ступеньками на пути к заветной цели.
Если вы хотите обрести нужный опыт, займитесь управлением своей карьерой, а не только своими подчиненными. Учителей в этом деле найти непросто, а сами директора информационных служб по большей части мало размышляют над проблемой подготовки преемника. Я называю это процессом неестественного отбора на должность ИТ-директора. Безусловно, вы можете изменить ситуацию. Для этого вам потребуется в ходе вашей карьеры в нужное время ставить вопрос о переходе на нужную должность.
В процессе подготовки себя к тому, чтобы занять место директора информационной службы, вам следует изучить бизнес ИТ. Его различные аспекты формируют цепочку отраслевых ценностей. Сюда входят клиенты, менеджеры по взаимоотношениям с клиентами, разработчики, операторы, поставщики услуг и персонал.
Если вы хотите стать хорошим руководителем информационной службы, вам нужно поработать на многих из этих участков (а может быть, и на всех), ведь управление ИТ-подразделением — это искусство сочетания несочетаемого. Вам нужно зарабатывать деньги для акционеров и в то же время вкладывать средства в проекты, которые принесут отдачу в будущем; при этом вы должны обеспечивать максимальное качество обслуживания клиентов и добиваться высокой эффективности. Если же ваш опыт будет ограничен какой-то одной сферой — скажем, разработкой приложений, — у вас не будет четкого представления о влиянии технологических ресурсов на величину эксплуатационных расходов и вам будет трудно осознать, что от правильного решения, казалось бы, незначительных вопросов, связанных с работой службы технического сопровождения, зависит общее впечатление о функционировании службы ИТ.
Но здесь следует отметить, что не все аспекты ИТ-бизнеса имеют одинаковую важность. Клиенты из коммерческих подразделений предпочитают работать с себе подобными и потому хотят, чтобы директор информационной службы хорошо понимал проблемы бизнеса и имел репутацию человека слова. Вот почему среди директоров информационных служб так много бывших руководителей групп разработчиков приложений. И вот почему так важно иметь опыт работы вне сферы ИТ: так вы разберетесь в тонкостях бизнеса и установите контакты с представителями высшего эшелона руководства компании, которые помогут вам успешно продвигаться по карьерной лестнице.
Рассматривая возможности работы на различных участках сферы ИТ, не упускайте из поля зрения должности, связанные с необходимостью решения множества нетипичных задач и требующие постоянного напряжения сил. В книге, посвященной воспитанию нового поколения лидеров (Morgan McCall. High Flyers: Developing the Next Generation of Leaders. Harvard Business School Press, 1998), Морган Макколл выделяет семь видов работы, которые часто играют важную роль в становлении лидера. Это опыт на ранней стадии карьеры, первая руководящая работа, начинающие фирмы, ликвидация кризисных ситуаций, расширение масштабов деятельности, работа в группах, созданных для решения конкретных задач, переход из линейных подразделений на должности, предполагающие работу с кадрами.
Опыт на ранней стадии карьеры. С самого начала нужно активно управлять своей карьерой в качестве индивидуального работника. Именно на этом этапе проще всего переходить с одного участка ИТ-подразделения на другой, а также учиться тому, как работать с коллегами и менеджерами, чья квалификация и образование не совпадают с вашими. Чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, тем реже представляется возможность попробовать себя на смежном участке работы.
Первая руководящая работа. Как правило, высшие администраторы компаний сожалеют, что не имели достаточного опыта руководства людьми на ранних этапах своей деятельности, когда ошибки не столь заметны. Старайтесь как можно раньше занять руководящую должность, даже если она будет не столь престижной (если вам придется, скажем, перейти с должности аналитика группы разработки приложений на должность инспектора службы технического сопровождения).
Начинающие фирмы. Если вы действительно хотите понять, в чем состоит роль директора информационной службы, добейтесь назначения в начинающую компанию, где вам придется создавать нечто новое без указаний свыше — скажем, интегрировать системы, принадлежавшие только что приобретенной фирме, разворачивать деятельность предприятия в новой стране или создавать консолидированный центр обработки данных. На этих ролях проверяется способность человека ставить цели, добывать ресурсы и заручаться поддержкой, а также решать самые разнообразные вопросы — от стратегических до повседневных.
Ликвидация кризисных ситуаций. Работа директора информационной службы практически в любой компании так или иначе связана с необходимостью ликвидации неких кризисных ситуаций. Вы должны доказать свою способность анализировать текущую ситуацию и реализовать план, который позволит повысить эффективность в условиях нехватки времени и средств. Возможности для этого открываются там, где вы видите недовольного клиента, обнаруживаете вышедшие из-под контроля затраты или неоконченный проект, который давно уже должен быть реализован.
Расширение масштаба деятельности. Речь идет о должностях, которые ставят перед вами новые задачи в том, что касается числа подчиненных, уровня финансовой ответственности и разнообразия функций. В сфере ИТ почти все роли такого рода связаны с функциями эксплуатации и обслуживания, и надо сказать, что перспективные менеджеры-разработчики, выбирающие поприще для развития своих качеств руководителя, часто упускают их из виду.
Работа в группах, созданных для решения конкретных задач. Один из лучших способов получения знаний в области бизнеса и установления контактов со служащими вне сферы ИТ — работа в составе группы специалистов, занятых решением стратегически важной задачи. Вероятно, что вам придется самому выдвигать свою кандидатуру (и обосновывать уровень своих притязаний), поскольку такими группами обычно руководят лидеры, не имеющие отношения к ИТ, и ваше имя вряд ли будет фигурировать в первых строках их списков кандидатов.
Переключение с профильной работы на работу с кадрами. Функции персонала ИТ определяют правила поведения для остальных сотрудников ИТ-подразделения; стратегия, управление, стандарты, целевые показатели по финансам и по кадровому составу, процессы и метрики попадают в категорию «канцелярия директора информационной службы». Работа в штате ИТ научит вас, как оказывать влияние на других, не имея над ними официальной власти, позволит взглянуть на деятельность ИТ-подразделения как бы с высоты птичьего полета (а это не всегда приятное зрелище), а также установить личные отношения с директором информационной службы, администраторами высшего звена и ИТ-руководителями.
Перед тем как вы перейдете в прямое подчинение директора информационной службы, постарайтесь обязательно пройти через выполнение нескольких функций в структуре ИТ, поработать на сложных участках, где человек должен постоянно учиться, анализировать свои слабые и сильные стороны и налаживать контакты по всей организации. Возможно, что в ходе такой карьеры вы пропустите шанс продвинуться лишь потому, что подошла ваша очередь, и проведете четвертый десяток лет своей жизни, занимая то одну, то другую должность на некой «горизонтали», а на желанную должность попадете, когда вам будет уже за 40. Вам придется разъяснять другим и цели вашей карьеры, и типы ролей, которые вы хотели бы выполнять. Необходимо быть терпеливым и все время отслеживать реакцию окружающих на ваши действия.
Многих талантливых профессионалов заманивают на определенную работу, и они обнаруживают, что оказались в тупике под началом слабого администратора. Лучший способ управлять карьерой — не хвататься за первое же подвернувшееся предложение, а сохранять скромность и претендовать на должности, позволяющие набраться опыта и поработать под началом достойных руководителей.
Susan H. Cramm. The Unnatural Selection Process for CIOs. CIO Magazine. August 1, 2004