Несмотря на выходной день, на приемный пункт элеватора пришли машины. Грузовик с семечками, который только что поступил, уже учтен в системе. Показатели качества этих семечек будут занесены в систему после анализа в лаборатории элеватора.
Несмотря на выходной день, на приемный пункт элеватора пришли машины. Грузовик с семечками, который только что поступил, уже учтен в системе. Показатели качества этих семечек будут занесены в систему после анализа в лаборатории элеватора. Каким же образом удалось обеспечить оперативный учет и эффективное управление?
Из жизни директора элеватора
Рассказывает Владимир Бем:
В сегодняшней рыночной обстановке иногда нужно срочно принять решение — продать зерно клиенту или не продавать. Например, два дня назад приезжает клиент из Татарии, ему нужна тысяча тонн пшеницы третьего класса, он предлагает приемлемую для нас цену. Я смотрю данные по остаткам зерна и определяю: да, мы имеем возможность это зерно продать. Тут же я могу оценить затраты и определить прибыль данной сделки. В 1995 году примерно два дня потребовалась бы только на то, чтобы произвести расчеты. Клиент за это время нашел бы другого поставщика.
Вот еще пример. Ко мне, как к руководителю, иногда обращаются коллеги из других предприятий. Как известно, добрые партнерские отношения очень важны. Иногда звонит мне клиент и спрашивает: «Наш партнер предлагает поставить с вашего предприятия тысячу тонн зерна. Действительно ли она у вас есть?». Партнеров сотни, всех не упомнишь. С помощью системы я за считанные минуты нахожу эту фирму, вижу наличие зерна на его лицевом счете и могу ответить: да, у нее есть нужное количество зерна, можете с ним работать. Но бывает и наоборот. Эта негласная взаимовыручка необходима, ведь, к сожалению, нечестных людей в бизнесе еще много.
ОАО «Элеватор» Оренбургской области на зерновом рынке работает с 1982 года. В советские времена все зерно, которое поступало на элеватор, было государственным, финансирование осуществлялось на деньги, выделяемые правительством. Расчеты по количественно-качественному учету, по оплате за зерно производились через информационно-вычислительный центр управления «Оренбургхлебопродукты». Проблем у предприятия по выполнению расчетов не возникало. Однако в 1993 году система централизованных расчетов была ликвидирована. В этот период началась массовая приватизация, в результате которой государственное предприятие «Элеватор 20-й разъезд» было преобразовано в акционерное общество. С этого момента перед предприятием встал вопрос: каким образом осуществлять ведение количественно-качественного учета и как рассчитывать оплату за сданное зерно?
С начала перестройки на элеваторе предпринимались попытки автоматизировать учет зерна на местном уровне. Владимир Бем, генеральный директор компании, вспоминает: «Мы понимали, что систему эту надо совершенствовать. Однако выделить необходимые средства на это никак не удавалось. Финансовые результаты зависят от объема принятого на элеватор зерна. К сожалению, 1994-1998 годы были малоурожайными. Соответственно, оставалось напряженным и состояние финансов на предприятии. Когда в 1999 году на элеваторе объемы работ увеличились и появились деньги, со следующего же года здесь начали целенаправленно выбирать систему автоматизации ведения количественно-качественного учета и расчетов за поставленное на элеватор зерно».
Проблемы выбора и организация работ
В 2000 году начался поиск программы, которая позволила бы проводить необходимые расчеты в работе с зерном. «Мы ездили на семинары в Москву, изучали программы разных производителей, интересовались мнением коллег с разных регионов. В итоге пришли к решению создать на базе платформы ?1С? систему ?под себя? — именно для учета зерна, — рассказывает Бем. — Основными критериями были доступность в обслуживании, прозрачность работы, совместимость с системой ?1С: Предприятие? и приемлемая цена».
В 2000 году начались совместные работы с разработчиком конфигурации — фирмой «ИнПро». Специалисты элеватора составили техническое задание, объяснили специфику учета зерна в отрасли. Была создана команда по внедрению, куда вошли директор элеватора, его заместитель, главный бухгалтер, заведующая производственно-технологической лабораторией и материально ответственное лицо, а также руководитель «ИнПро», его заместитель и три программиста.
«Для сопровождения системы после ее развертывания на элеваторе требовался специалист. Мы доверили эту работу молодому человеку — студенту второго курса Оренбургского государственного университета, обучавшемуся по специальности ?программирование?, и нисколько не ошиблись», — вспоминает Бем.
Основные этапы и трудности
Когда на элеваторе приступили к созданию системы по учету зерна, закупили платформу «1С:Предприятие», чтобы встроить в систему собственный модуль учета зерна и в итоге получить комплексную ИТ-систему предприятия.
Около года потребовалось на создание программы и ее отладку, обучение и подбор персонала. Самым трудным оказалось приучить персонал использовать эту систему. Молодежь быстро освоилась с ней, однако сотрудники, которым за сорок, с боязнью относились к новой технике. Пришлось ставить жесткое условие: «Не научитесь работать на компьютере — потеряете рабочее место». Конечно, персоналу помогали и обучали. Специалисты внедряющей компании и администратор сети элеватора проводили обучение непосредственно на рабочих местах.
«Очень важен человеческий фактор. Если люди не захотят, чтобы система работала, сколь бы совершенной она ни была, работать не будет. Обязательно надо учить сотрудников не бояться новой техники. У нас исторически сложилось так, что ведущие специалисты понимают друг друга с полуслова. Мы хорошо сработались и всегда стараемся поддерживать прогрессивные новшества. Те традиции, которые созданы на предприятии, создавались здесь нами — мы учились сами, учили своих сотрудников. И этот процесс продолжается. Прошел год, — отмечает генеральный директор, — и люди уже не мыслят своей работы без компьютеров и созданной информационной системы».
Фактор успеха
Первое, что обращает на себя внимание, когда переступаешь порог проходной, — у предприятия действительно есть хозяин.
На элеваторе ежегодно, как бы тяжело ни было в финансовом плане, внедряется что-то новое, так что построение ИТ-системы — лишь подтверждение этого общего правила. «Внедрение ИТ-системы — закономерный шаг для достижения уровня, которому должно соответствовать современное промышленное предприятие», — cчитает директор элеватора.
Все управление элеватором осуществляется диспетчером с центрального пульта. Эта система управления построена на релейных схемах, она осуществляет запуск технологических линий элеватора, следит за безопасностью работы этих линий, осуществляет контроль за движением зерна, за его количеством, контролирует заполнение емкостей с зерном.
Затем параллельно с этой системой диспетчерского автоматического управления была построена современная система термометрии. Поскольку слой зерна в элеваторе достигает 36 метров, в нем происходят процессы, которые нужно контролировать, отслеживая температуру (зерно может нагреваться, если оказалось слегка влажным). В каждой емкости, где хранится зерно, имеются датчики температур, которые передают данные о температуре на компьютер. Все это отслеживается в системе термометрии. Если температура зерна оказалась выше 30 градусов, система подает сигнал о том, что нужно срочно начинать его перемещение.
На зерносушильных агрегатах также была установлена система термометрии, она автоматически отлеживает основные параметры, что существенно облегчает труд сотрудников.
При реконструкции на элеваторе установили мощные автоприемы (устройства, предназначенные для разгрузки автомобилей с зерном), позволяющие принимать до 350 тонн зерна в час. Постоянно закупаются новые приборы для лаборатории: влагомеры, мельнички, весы.
В позапрошлом году все зерносушильные агрегаты были переведены на газ, ранее они работали на дизельном топливе. Это дало значительную экономию, к тому же обслуживание их стало намного легче, условия работы лучше и параметры технологического процесса выдерживаются, конечно, более стабильно, чем на дизельном топливе. Элеватор первым из потребителей получил газ из нового газопровода, полностью своими силами построил новую котельную.
Забота об условиях работы людей приносит свои плоды. Лучшая иллюстрация этому — слова директора: «Коллектив у нас стабильный, средний стаж работы на предприятии — десять лет. Я, как руководитель, доволен своим коллективом. В последнее время люди научились считать, работать, экономить. Сегодня у меня нет проблем с кадрами, если нужно выполнить какую-то важную работу. Например, если сегодня, в субботу, к пяти вечера подадут состав из 15-20 вагонов под погрузку, я уверен, что люди останутся и загрузят его, потому что знают, что от этого зависит благосостояние предприятия».
Руководство предприятия открыто для сотрудничества. «Если интересен наш опыт — можно приехать и посмотреть все на месте», — приглашает директор элеватора. Только за последнее время здесь побывали представители четырех организаций: Заглядинского и Бузулукского элеваторов, «Брянскхлебопродукта» и Цвилинского хлебоприемного предприятия.
Учет специфики и себестоимость
В каждой предметной области своя специфика, есть она и в работе элеватора. Так, в системе определяется зачетный вес зерна, причем с учетом всех операций и характеристик: очистки, зерновой примеси, подработки, сушки, оперативно рассчитывается стоимость услуг предприятия, она важна для выставления счетов клиентам. «Себестоимость мне нужна ежечасно, даже ежеминутно — это критерий, который постоянно необходим для работы, — отмечает Бем. — Информационная система позволяет своевременно получить эти данные».
Себестоимость на элеваторе считается по временным периодам (помесячно) и по отдельным партиям. Она складывается из закупочной цены, затрат на работу с зерном (приемка, хранение, доведение его до определенных качественных показателей, отгрузка).
«Cистема позволяет не только вести расчеты, но и сравнивать, анализировать, помогает принимать решения, — отмечает Бем. — Если раньше сотрудник мог что-то зачеркнуть, подправить, то теперь ИТ-система вносит дисциплину в действия операторов, сотрудников и не позволяет совершать неверные действия, ошибки. Она полезна для всех уровней управления».
Компьютеры установлены непосредственно на рабочих местах: в лаборатории, в весовой, у каждого бухгалтера, у материально-ответственных лиц, и, естественно, у директора. Когда машина с зерном прошла весовую, сведения о поступившем зерне оперативно вводятся в систему.
Правда, еще не автоматизирован ввод данных анализов качества зерна. Но и эта проблема сейчас решается на элеваторе. Закуплен экспресс-анализатор «Инфралюм — 10ФТ», который позволяет вводить показатели качества сразу с прибора в ИТ-систему.
Сколько потратили и что получили
Нередко вопросы цены и окупаемости умалчиваются, особенно это касается крупных предприятий и холдингов. Ссылаются на сложность расчета и корпоративные тайны. Руководство же элеватора здесь оказалось вполне открытым.
Итак, покупка техники, создание сети, покупка, внедрение и настройка ИТ-системы обошлись предприятию примерно в 200 тыс. руб. И эти затраты уже окупились. За счет чего?
Во-первых, отпала необходимость платить за сверхурочные часы той же бухгалтерии; у ее сотрудников появилось время оторваться от экрана и подумать над правильностью своих действий, посмотреть нормативные акты — в итоге принять более грамотные решения.
Во-вторых, повысилась оперативность работы с клиентами. Уже через день после приема зерна они могут получить полный комплект документов. В них указаны вес зерна и его качественные показатели. С этими документами клиент элеватора может направиться к потенциальным покупателям зерна. При необходимости всю эту документацию можно подготовить за три-четыре часа.
В-третьих, директор теперь практически ежеминутно может контролировать учет хлебопродуктов и анализ затрат.
Все это позволило сделать руководству предприятия смелый, но совершенно осознанный шаг. «У нас в этом году на элеваторе, наверное, самые низкие расценки в регионе, а объем работ по сравнению с прошлым годом увеличился в три раза», — отмечает Бем. Вот и результат, и окупаемость.
Задачи на перспективу
Директор планирует полностью реализовать ведение учета в информационной системе. Здесь должно отражаться все: количество, качество, деньги, налоги, анализ финансовой деятельности, оценка финансовых сделок, причем все это должно работать надежно и устойчиво.
В системе также получит отражение учет при выполнении ремонтных работ (перечень оборудования, нормативное время его ремонта, нормативный расход материалов на оборудование). Все эти данные на предприятии сейчас уже есть, но находятся пока в разрозненном состоянии.
Следующий этап развития системы — ведение смет, планов, проектной документации. «Это необходимо для того, чтобы не искать их в архиве, а прямо в системе посмотреть номенклатуру используемых материалов и их наличие на складе запасных частей», — поясняет Бем.
Наконец, планируется использовать ИТ в основном технологическом процессе, заменив огромный диспетчерский пульт компьютерной системой, которая будет отслеживать работу всех технологических линий. Это повысит безопасность, уменьшит вероятность ошибки диспетчера за счет заложенных в систему жестких маршрутов в управлении технологическими процессами.
Михаил Глинников — научный редактор журнала «Мир ПК», mikeg@pcworld.ru