Не секрет, что ИТ-индустрия сама по себе является активным потребителем информационных технологий. В самом деле, трудно себе представить высокотехнологичную компанию, не оснащенную информационными технологиями.
Не секрет, что ИТ-индустрия сама по себе является активным потребителем информационных технологий. В самом деле, трудно себе представить высокотехнологичную компанию, не оснащенную информационными технологиями. Однако уровень автоматизации таких фирм нередко оказывается невысоким.
В какой-то степени это можно объяснить тем, что многие российские компании ИТ-индустрии не переросли рамки малых предприятий, поэтому их потребности в ИТ весьма невелики, да и структура управления ИТ находится в зачаточном состоянии: порой все ограничивается простым системным администрированием. Нередко в ИТ-компаниях инфраструктура информационных технологий оказывается практически без управляющего: специалистов много, каждый считает себя асом в системном администрировании и модифицирует ИТ-инфраструктуру так, как вздумается.
Часто наблюдается эффект сапожника без сапог: ИТ-компания выполняет проект за проектом, специалисты заняты, и задуматься об усовершенствовании собственной ИТ-инфраструктуры компании оказывается некому. Да и психологически ИТ-компании не всегда бывают готовы к значительным инвестициям в это направление: они привыкли продавать технологические решения, а не покупать.
Потребности высокотехнологических компаний в ИТ оказываются ограниченными и в силу ряда объективных факторов. Большинство этих компаний ориентировано на производство услуг, поэтому спектр систем, которые им реально требуются, оказывается довольно узким: «стандартная» инфраструктура локальной сети, компьютеры, бизнес-приложения для ведения бухгалтерского и финансового учета, учета времени сотрудников, проектного планирования и управления проектами, а также для учета операций по взаимодействию с клиентами. Как правило, список бизнес-приложений в ИТ-компаниях предельно короток: стандартный офисный пакет да бухгалтерская программа... В компаниях — разработчиках ПО к перечисленным элементам ИТ-инфраструктуры добавляются средства разработки.
Как бы там ни было, жизнь предъявляет все более серьезные требования к ИТ-инфраструктуре высокотехнологичных компаний. Жесткая конкуренция, быстрый рост бизнеса и коварные вопросы клиентов о том, «что вы сами используете», подталкивают предприятия высокой индустриальной моды вкладывать деньги в ИТ для внутреннего использования. Приучившие своих клиентов (а заодно и себя) к мысли о том, что, покупая и внедряя тиражируемые технологические решения, предприятия экономят и время, и деньги, ИТ-компании развивают свою информационную инфраструктуру на базе коммерческих продуктов.
Отрадный факт: инвестиции в ИТ для высокотехнологических компаний — это инвестиции в бизнес, а не в дорогие «игрушки» для ИТ-специалистов. Предприятия рассчитывают решить вполне конкретные бизнес-проблемы и в конечном итоге получить реальную пользу: сделать компанию более управляемой, снизить издержки, повысить лояльность клиентов, оптимизировать загрузку персонала, автоматизировать рутинные операции, обеспечить возможность предоставления новых услуг, создать задел для поддержания конкурентоспособности компании и пр. Да, не так часто приходится слышать, например, о развертывании в ИТ-компаниях систем уровня ERP. Однако это вполне объяснимо: эти проекты больше свойственны крупным многопрофильным компаниям, которых на нашем рынке высоких технологий не так много. Зато движутся проекты по внедрению продуктов и решений из области CRM, созданию новых сетевых инфраструктур, по совершенствованию управления качеством. ИТ-индустрия старается не отставать от своих клиентов.