В Центре внедрения "Протек" высокий уровень готовности вычислительных и телекоммуникационных средств, гарантирующий непрерывность бизнеса, достигается резервированием и унификацией их компонентов.
В «Центре внедрения «?Протек?» высокий уровень готовности вычислительных и телекоммуникационных средств, гарантирующий непрерывность бизнеса, достигается резервированием и унификацией их компонентов.
По мнению Андрея Дубских, инженерную инфраструктуру, неотъемлемую часть информационной системы, можно сравнить с хорошим шоссе, необходимость которого ни у кого не вызывает сомнения |
В начале девяностых компания «Центр внедрения ?Протек?» насчитывала несколько десятков человек, а ее информационная система базировалась на двух-трех персональных компьютерах, а сегодня это — один из крупнейших дистрибьюторов фармацевтической продукции в нашей стране. С развитием бизнеса, когда ежегодный рост оборотов достигал 40-50% (в настоящее время этот показатель составляет около 30%), началось бурное внедрение ПК, серверов, дисковых накопителей. Была создана собственная прикладная система, которая до настоящего времени применяется для автоматизации деятельности предприятия и его филиалов.
«Основная цель использования современных систем — повышение эффективности бизнес-процессов ?Протек? и обеспечение их непрерывности, гарантирующей выполнение графиков поставок продукции, — поясняет начальник департамента информационных технологий ?Протек? Андрей Дубских. — Каждый час простоя может привести к значительным убыткам. Но дело не только в этом. Поскольку ?Протек? работает на развитом рынке, любой сбой в поставках — потеря репутации у клиентов».
Следует заметить, что рынок фармдистрибьюции — высококонкурентный рынок, предъявляющий жесткие требования к компаниям, работающим на нем. «Применение развитых технологий, в том числе информационных, — один из ключевых факторов успеха на этом рынке, — считает Дубских. — Например, система электронного заказа принимает более 60% заказов (в денежном выражении)».
Резервирование и стандартизация
Аппаратные средства в «Протек» наращивались по мере появления новых задач и необходимости увеличения производительности. Отсутствие на первых порах четкой стратегии развития привело к появлению разнородного оборудования. Для повышения его надежности использовалось дублирование вычислительных систем, сетевых устройств и обеспечивающих их работу инфраструктурных средств, включая источники бесперебойного питания.
Впрочем, как известно, повышения надежности можно добиться не только за счет резервирования, но и благодаря унификации программного обеспечения и аппаратных средств. Унификация наряду со снижением стоимости эксплуатации информационной системы предприятия значительно упрощает администрирование, техническую поддержку и модернизацию программного обеспечения, вычислительных и инженерных систем, повышая уровень готовности их использования.
«В ИТ-департаменте создан постоянно действующий комитет по стандартизации. Члены комитета составили план унификации, в частности, определив первоочередные объекты. К ним относятся аппаратные и программные средства, а также процедуры обслуживания файловых серверов, серверов печати, рабочих станций. Ведутся работы по выбору перспективной кластерной платформы для поддержки базовых бизнес-приложений», — поясняет Дубских.
Сегодня основные вычислительные мощности реализуются двумя парами серверов НP 8400, которые размещены в различных зданиях и связаны между собой дублированными каналами Gigabit Ethernet и Fiber Channel. Значение резервирования и корпоративной стандартизации заметно повышается с переходом на Oracle eBusiness Suite. Несколько модулей этой ERP-системы в мае нынешнего года введены в промышленную эксплуатацию в одном из филиалов «Протека».
Создание единой корпоративной телекоммуникационной сети, связывающей многочисленные филиалы с центральным офисом, сделало возможным дистанционный доступ для сотрудников всех подразделений компании к новой ERP-системе, СУБД и приложения которой установлены на расположенных в Москве серверных площадках. Внедрение ERP-системы еще более повысило планку требований к надежности информационного комплекса компании, показатель доступности основных сервисов, серверов и сети которого (99,8%) отнесен к базовым критериям эффективности деятельности предприятия.
Инженерная инфраструктура
«Инженерная инфраструктура — неотъемлемая составляющая информационной системы, обеспечивающая непрерывность бизнес-процессов «Протек», — утверждает Дубских. — Ее можно сравнить с хорошим шоссе, необходимость которого ни у кого не вызывает сомнений».
Действительно, для предприятия, расположенного в промышленной зоне, где допускаются прерывания в подаче электроэнергии и возможны колебания входного напряжения, появление помех и наличие гармонических искажений, проблема гарантированного питания весьма актуальна. Работы по проектированию и внедрению новой системы бесперебойного питания начались в рамках реализации проекта создания информационной инфраструктуры, поддерживающей ERP-приложения Oracle.
«С момента создания первого серверного комплекса мы прошли несколько этапов использования различных типов источников бесперебойного питания. Сначала, когда применялись ранние модели ИБП, много времени уходило на их обслуживание, в частности, контроль состояния батарей. Переход к системам, поддерживающим управление посредством SNMP и Web, таким как APC Smart-UPS и Symmetra Power Array, значительно упростил ситуацию. Однако в случае выхода из строя любого ИБП (хотя вероятность такого события невелика) диагностика неисправности и ее устранение могли бы привести к многочасовому простою вычислительных средств, подключенных к этим устройствам. С тем чтобы исключить возможность возникновения подобных ситуаций, применялась архитектура гарантированного питания, предусматривающая дублирование каждого ИБП», — поясняет Дубских.
Опыт организации и эксплуатации инженерной инфраструктуры позволил по-новому подойти к ее реализации и применить унифицированные решения при проектировании второго серверного помещения в новом офисно-складском комплексе. Там были установлены две консолидированные системы InfraStruXure, при выборе которых учитывались не только их технические характеристики, но и качество поддержки, предоставляемое специалистами компании TopS Business Integrator.
В настоящее время в «Протеке» используются системы InfraStruXure Type B, снабженные двумя рабочими и тремя резервными силовыми блоками. Каждая из двух систем подключена к различным, причем дублированным источникам питания серверов, и обеспечивает также работу расположенных в коммуникационных комнатах этажных коммутаторов Cisco.
Решение о финансировании закупки InfraStruXure принял инвестиционный комитет «Протека». Этот комитет, в состав которого входит высшее руководство компании, принимает решения по всем крупным инвестиционным проектам, в том числе из области ИТ. Экономическим обоснованием перехода на использование InfraStruXure явилось примерное равенство стоимости решения комплекса отдельных ИБП и InfraStruXure при оборудовании серверной комнаты во вновь построенном здании.
«Еще на стадии формирования технического задания на проектирование были определены все требования к источникам бесперебойного электропитания, учитывающие, в частности, необходимые для них площади и трассы кабельных разводок», — подчеркивает Дубских, отмечая, что присущая InfraStruXure масштабируемость позволяет без увеличения габаритов наращивать в значительных объемах поддерживаемые вычислительные мощности.
Эксплуатация InfraStruXure не вызывает проблем у специалистов департамента информационных технологий. За полтора года работы была обнаружена неисправность лишь в одном из десяти силовых блоков, никто из пользователей ее даже не заметил.
Планы развития
Комплектация InfraStruXure достаточным количеством батарей обеспечивает более часа работы вычислительных средств после внезапного выключения питания. Это позволяет при перебоях в подаче напряжения, которые происходят два-три раза в год, корректно завершить исполнение приложений и остановить работу серверов.
С целью полностью устранить зависимость от внешних факторов, готовится к реализации проект, предусматривающий ввод в действие дизель-генератора с автоматизированной системой включения. Он будет обслуживать серверы, поддерживающие критически важные прикладные задачи, а также системы, обеспечивающие работу склада. К последним относятся, например, промышленные принтеры Xerox, на которых печатается до 4 млн. листов формата А4 в месяц. Среди них — сопровождающие поставки фармпрепаратов счета, накладные, соглашения о ценах, сертификаты на серии продуктов. Для дальнейшего повышения отказоустойчивости рассматривается возможность использования трех связанных с различными силовыми подстанциями фидеров.
Планируется также организовать автоматизированное обслуживание сообщений об инцидентах в ИБП уже введенным в эксплуатацию модулем HP OpenView Service Desk. Предполагается автоматизировать контроль и за другим инфраструктурным оборудованием, в том числе системами кондиционирования, водо- и теплоснабжения, оказывающими существенное влияние на деятельность предприятия.
«Мы намерены заключить договор на круглосуточное обслуживание ИБП предприятия, поскольку эти устройства, как и другие компоненты инженерной инфраструктуры, непосредственно определяют работоспособность нашей информационной системы. Только высокий уровень готовности вычислительных и инженерных средств обеспечивает непрерывность бизнес-процессов компании», — полагает Дубских.
Алексей Чернобровцев — обозреватель еженедельника Computerworld Россия, tchern@aha.ru
Андрей Дубских
Возраст: 47 лет
Образование: факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова
Послужной список последних лет
2001 - настоящее время
ЗАО "Фирма ЦВ 'Протек'", начальник департамента ИТ
1998-2001
АКБ "БИН", вице-президент по автоматизации
1993-1998
В банках "Национальный кредит", "Интурбанк" занимался внедрением и сопровождением автоматизированной банковской системы собственной разработки
«Центр внедрения ?Протек?»
С 1996 года Центр внедрения «Протек» занимает первое место в рейтингах фармацевтических дистрибьюторов России. В прайс-листе компании — свыше 8,6 тыс. наименований лекарственных препаратов и сопутствующих товаров более 700 фирм-производителей. У компании имеется 41 региональный филиал по всей территории России, а также 32 региональных представительства. В компании работает 5,5 тыс. сотрудников.
Сбытовая система «Протек» включает три направления: оптовые продажи со склада головного предприятия, ориентированные на региональных оптовиков и крупные розничные сети; региональный сбыт через сеть филиалов; обслуживание аптек и лечебных учреждений Москвы и Московской области.
Складской комплекс ЦВ «Протек» в Москве, оборудованный в соответствии с современными технологическими требованиями, и использование современных технологий на региональных складах позволяют расширять ассортимент в соответствии с запросами рынка, осуществлять поставки товара клиентам оперативно и с неизменно высоким качеством.