На промышленных предприятиях стали все чаще задумываться о том, какая методика производственного планирования поможет им стать конкурентоспособными.
На промышленных предприятиях стали все чаще задумываться о том, какая методика производственного планирования поможет им стать конкурентоспособными. Как правило, поставщики ERP-решений предлагают непременно освоить западные стандарты планирования материалов (MRP) и производственных ресурсов (MRP II). И многие предприятия хватаются за эти методики как за спасательный круг.
Почему? На мой взгляд, потому что, с одной стороны, редкое производственное предприятие может обойтись без планирования своих мощностей, а с другой — далеко не на всяком предприятии сохранились специалисты, у которых навыки производственного планирования остались на высоком уровне. На волне перестройки, рыночной эйфории и общего упадка российской промышленности начала 90-х многие предприятия расстались с планированием как с пережитком социалистической экономики. Большинство из тех предприятий, кто сумел остаться на плаву, были вынуждены перейти на позаказное производство и вскоре столкнулись с банальной проблемой управления выполнением заказов — неравномерной загрузкой мощностей (то пусто, то густо), необходимостью учитывать приоритеты заказов в зависимости от их рентабельности, важности и пр.
Чтобы эффективно управлять производственными заказами, нужно уметь их планировать. Но за те несколько лет, пока предприятия боролись за выживание в условиях свалившегося на них рынка, большинство специалистов по планированию ушли на пенсию или переквалифицировались. В результате навыки и опыт планирования оказались утерянными.
Когда нет своего опыта, приходится перенимать чужой. Предприятия ринулись осваивать западные методики планирования. Впрочем, эксперты говорят, что в их основе лежат наработки советских экономистов. Те, кто пришел им на смену, не сумели адаптировать их к рыночным условиям. Зато их западные коллеги справились с этой задачей вполне успешно. Вот и закупает страна «западные» методики...
Справедлив вопрос: та ли предприятию нужна методология, которая реализована в западном программном пакете (например, MRP II)? С одной стороны, лучше освоить хотя бы эту методологию, чем иметь постоянную головную боль от производственного планирования, выполняемого непрофессионально, по-дилетантски. С другой — далеко не очевидно, что именно, скажем, MRP II является оптимальной для данного предприятия методикой, и вполне возможно, что более подходящим является какое-то иное (может быть, даже собственное) решение.
Кроме того, не стоит забывать, что практически любая методика имеет ряд ограничений, а также требований, невыполнение которых может если не парализовать процесс планирования, то по крайней мере привести к систематическим сбоям в выполнении производственных заказов. Поэтому, прежде чем внедрять методику, предприятию следует понять для себя, сможет ли она работать, каких условий для этого недостает и что нужно изменить, чтобы привести процесс выполнения заказов в соответствие с ее базовыми требованиями.
К большому сожалению, в России крайне мало специалистов, которые могут подобрать методику производственного планирования, отвечающую целям, задачам и реалиям конкретных предприятий. Не так много и экспертов, способных хотя бы оценить возможность практической реализации методики планирования, которой они владеют, на данном предприятии. Поэтому представителям производственных компаний следует очень тщательно, взвешенно, осторожно подходить к выбору методики планирования. Ведь она выбирается не на один год, а по крайней мере на десятилетие. Сменить ее будет непросто.