В руководстве у вас появился новый начальник. Теперь ваша дальнейшая карьера зависит от того, как вы отреагируете на это событие.
Как воспринимать изменения, вносимые новым начальником
Представьте, что вы управляете информационной службой организации. Поставленные перед вами задачи успешно выполняются, приоритеты выстроены правильно. Все идет как надо. Вы решаете взять заслуженный отпуск, а по возвращении узнаете, что в результате перетасовки в руководстве у вас появился новый начальник.
Теперь ваша дальнейшая карьера зависит от того, как вы отреагируете на это событие. Я знавала отличных руководителей, сбитых с толку подобной ситуацией. Ниже приведено несколько советов, чтобы успешно перенести переходный период.
Будьте готовы к переменам
Не тешьте себя иллюзиями, что в вашей работе ничего не изменится. Почти всегда у нового начальника есть свои планы и новые приоритеты. Он хочет наложить на организацию отпечаток своей личности. Продемонстрируйте свою открытость новым идеям и изменениям. Не время вставать в позу.
Выясните, чем вызваны изменения в руководстве. Что это? Обычная перестановка? Или кто-то пошел на повышение и инициировал перемены? А может быть, нынешнее положение дел в организации вызывает чье-то недовольство — вы об этом и не знаете? Знание причин поможет вам выработать стратегию продвижения в новых условиях.
Уделите время изучению подхода нового начальника к вопросам управления. Это поможет вам правильно реагировать на перемены. Какой способ общения самый эффективный — письменный, устный или... на жестах? Интересуют ли начальника детали или достаточно общего представление? Будет ли он вникать в технические решения или сконцентрирует внимание на коммерческих вопросах? Любит ли блистать как явный лидер? Или он будет заинтересован в вашем развитии и успехе? Оперативно найдя ответы на эти вопросы, вы сможете уберечь себя от множества неверных действий. А как же найти эти ответы? Проще всего прямо поговорить с начальником и выяснить его требования. В довершение можно поговорить с теми, кто раньше работал на вашего начальника или вместе с ним. Так вы подтвердите или выделите критические элементы в стиле руководства.
Следуйте плану
С вашим опытом вы можете стать решающим фактором успеха вашего нового начальника.
Явно поддерживайте его идеи и действия. Показывайте глубокое понимание потенциальных проблем и уважение к священным коровам. Обеспечивайте условия для реализации проектов и прочих начинаний.
Некоторых раздражает тот факт, что они должны работать на формирование хорошего имиджа шефа. Но ведь никто не выиграет от того, что глава организации утрачивает уважение и поддержку со стороны важных лиц, принимающих решения. Станьте составляющей нового успеха.
Пересмотрев приоритеты, сосредоточьте внимание на заблаговременном выполнении работ. Такими быстрыми победами вы завоюете доверие нового начальника. К преимуществам обновления руководства относится возможность создания новых альянсов. Вы можете создавать новые группировки, используя связи нового начальника. Воспользуйтесь возможностью расширения своей базы за счет этих ресурсов.
Я часто наблюдала, как люди уходят вслед за начальником в его новую организацию. Какое-то время это может казаться удобнее, чем приспосабливаться к переменам, которые внесет новый начальник. Преуспевающие руководители учатся эффективно работать с другими руководителями одного с ними уровня и выше- или нижестоящими. Лучше развиваться, чтобы преуспеть самому, чем цепляться за кого-то успешного.
Но что, если ваш прежний начальник еще и ваш учитель? Нет проблем! Делайте все возможное, чтобы не потерять связь с учителем. Можно немного оплакать передачу эстафеты, но не позволяйте личной преданности стать препятствием на вашем пути. Никто не ставит ограничений в поддержании связей. Здесь есть только самоограничения. Продолжайте культивировать уже установленные связи, но и новые союзы используйте для расширения своего круга общения и формирования новых перспектив. Осваиваясь с новым руководством, не забывайте помогать осваиваться и вашим сотрудникам. Вы должны стать образцом для подражания. Какой бы ни была ваша личная ситуация, вы обязаны помогать своим людям. В переходный период все испытывают стрессы и перегрузки. Убедитесь, что ваши сотрудники поняли новые требования к работе и не будут тратить силы впустую. Проявите к ним чуткость, ведь их мучает карьерная неопределенность в преддверии новых отношений и оценок. Отстаивайте интересы своих людей перед начальником, обращайте его внимание на сильные стороны и квалификацию ключевых специалистов. И в то же время будьте проводником перемен — представляйте позитивные перспективы новых решений и приоритетов, объясняйте их смысл и активно добивайтесь от сотрудников поддержки новых направлений.
Тупики
Некоторые проявления чувств и действия по отношению к новому начальнику, будучи абсолютно естественными, ведут вас в никуда. Не позволяйте чувству гордости прошлыми достижениями встать на пути дальнейшего продвижения. Сами по себе перемены не являются показателем критического отношения к прошлому, скорее всего, они отвечают требованиям будущего. Не поддавайтесь нетерпению. Да, потребуется дополнительное время, чтобы новый руководитель ознакомился с работой организации. Заранее смиритесь с этим и соответственно стройте планы. Совещания станут продолжительнее, будет больше вопросов. Уже принятые решения могут потребовать дополнительного обсуждения. Будьте энергичны, открыты и терпеливы, и этот этап скоро закончится. Не вступайте в конфликт с новым начальником. Победить его вы не сможете. Отстаивайте свои позиции по всем возможным пунктам, а затем принимайте окончательные решения. Возможно, вам придется признать тот факт, что правота иногда бывает ненужной. Просто старайтесь не становиться в оборонительную позицию. Держите критические мысли при себе. Важные замечания почти всегда потом доходят до объекта критики.
Вы считаете, что эта должность должна быть вашей? Что же, по какой-то причине вы ее не получили. По тому, как вы справляетесь с разочарованием, можно определить, достигнете ли вы когда-нибудь должности выше нынешней. Продемонстрируйте свою зрелость, достойно справившись с разочарованием. Попробуйте понять, почему эта должность досталась новому начальнику. Примите помощь, если окажется, что быть объективным трудно. Над чем вам надо поработать, чтобы увеличить свои шансы в следующий раз? Если разочарование слишком велико и вы не можете с ним справиться, то, возможно, вы захотите рассмотреть вопрос об уходе, прежде чем ваши действия станут разрушительными. Лучшее, что я могу посоветовать: извлеките максимум пользы из этого опыта. Настанет день, когда и вы сможете стать новым начальником. Осознание сложности ситуации облегчит переходный период как для вас так и для организации и обеспечит вам успех.
Вы можете поделиться мыслями по поводу этого материала, отослав письмо по адресу cio@osp.ru.
До ухода в отставку в 1999 году Патрисия Веллингтон была вице-президентом и директором по информационным технологиям в корпорации Xerox. В настоящее время она является президентом Ассоциации директоров информационной службы.
Patricia Wallington. Meet the New Boss. Not the Same as the Old Boss. CIO Magazine, January 15, 2004