Дискретное производство редко бывает простым. Даже если изделие не представляет собой особой сложности, переменчивый спрос диктует необходимость частых модификаций с целью внесения в изделие технологической и дизайнерской новизны.
Дискретное производство редко бывает простым. Даже если изделие не представляет собой особой сложности, переменчивый спрос диктует необходимость частых модификаций с целью внесения в изделие технологической и дизайнерской новизны.
Все чаще можно наблюдать на предприятиях сращивание в единую цепочку процессов проектирования изделий, разработки технологических процессов, производства и технической поддержки клиентов. Таким образом, производственные службы выстраивают свою деятельность вокруг оси, именуемой жизненным циклом изделия. На предприятиях, остро чувствующих конъюнктуру рынка, к этой оси обычно добавляются маркетинг, материально-техническое снабжение и организация сбыта (там, где требования рынка ощущаются не так остро, эти службы действуют обособленно от «производственных»). Другими словами, дальновидные предприятия разворачивают свою производственно-коммерческую ось в сторону клиентов, их потребностей и интересов.
Далеко не всегда удается поддержать всю ось предприятия с дискретным типом производства всего одной ИТ-системой. Так уж повелось, что созданием систем уровня CAD/CAM/CAE занимаются совсем иные разработчики, нежели те, что выпускают системы ERP, CRM, SCM. Следовательно, необходима интеграция.
Отдельную проблему представляет собой ИТ-поддержка производственных процессов. На многих предприятиях имеется несколько уровней, нуждающихся в контроле и управлении с помощью ИТ: уровень технологических процессов (на них ориентируются АСУТП), цеховой (соответственно MES/APS) и уровень предприятия (MRP II/ERP). Для успешной организации взаимодействия между ними также необходима интеграция систем, поддерживающих эти уровни.
Есть свои сложности и на каждом из перечисленных уровней. Даже если на предприятии осуществляется активное управление лишь на одном уровне, проблем все равно бывает достаточно. Чего стоит, например, производственное планирование в условиях одновременного выполнения множества заказов: далеко не всегда удается просто перераспределить ресурсы между уже имеющимися и вновь поступившими заказами.
В перспективе, когда наберут силу партнерские сети, состоящие из множества предприятий, которые совместно работают над производством сложных изделий, к упомянутым уровням добавится еще один — взаимодействие в цепочках поставок (в том числе совместное планирование производства). Станут актуальными вопросы интеграции бизнес-процессов разных предприятий и их ИТ-систем. Сложность снова возрастет.
Как бороться со сложностью? Трудно что-то придумать лучше, чем «старый добрый» системный подход.
Еще одно верное подспорье — стандартизация. Приведение к общему знаменателю методик, применяемых на предприятии (в той степени, в какой это возможно), помогает снизить сложность и уменьшить стоимость решения основных задач предприятия. В свою очередь стандартизация ИТ и подходов, используемых специалистами ИТ-служб, помогает упростить решение типовых задач, стоящих перед ИТ-подразделениями, и уменьшить затраты на ИТ (в том числе на интеграцию различных систем). Дальновидные ИТ-руководители могут с успехом перераспределить освободившиеся средства своего бюджета на другие задачи, актуальные для предприятия.
Наконец, третье подспорье — здравый смысл: едва ли стоит усложнять пути решения проблем, если можно без ущерба для дела обойтись более простыми методами.