Процесс становления лидера можно определить так: руководить -- значит понимать, куда ты идешь. Главные вехи на этом пути - личная ответственность, умение анализировать свои действия и чувство перспективы.
Рассуждая об главных качествах руководителя, мы часто все усложняем. Между тем принцип «бритвы Оккама» (философский принцип, который можно сформулировать следующим образом: «Сущности не следует умножать без необходимости». — Прим. ред.) применим и к сфере лидерства. На мой взгляд, процесс становления лидера можно определить так: руководить — значит понимать, куда ты идешь. Соответственно следует понимать и процесс становления лидера. Главные вехи на этом пути — личная ответственность, умение анализировать свои действия и чувство перспективы.
Личная ответственность
Тот, кто хочет стать лидером, прежде всего должен принять решение добиться некоторой цели, образно говоря — отправиться в путешествие и увлечь за собой других. Это решение и является переломным моментом. Вы связываете себя личным обязательством, даете себе слово совершить некий общественно значимый поступок, может быть, изменить какие-то обстоятельства, помочь окружающим, открыть нечто новое или просто исследовать неизвестное.
Применительно к директорам информационных служб речь может идти о решении принять на себя руководство особо сложным проектом, взять под свой контроль создание компонента с открытым кодом для корпоративной информационной системы или организовать поддержку разработки нового продукта, который нужно поставить на рынок. Все это серьезные проекты, для реализации которых нет готовых рецептов. Решив добиться какой-то цели и увлекая за собой других, человек становится лидером.
Для меня дорога к лидерству открылась после того, как я окончил колледж. Мне выдали диплом историка — было ясно, что проку от него будет немного, — и я не имел представления о том, как распорядиться своей дальнейшей жизнью. И вот мне встретился человек, который рассказал, что в его организации возникла некая проблема и никто ее не может разрешить. Я принял этот вызов, я все поставил на карту. Так я сделал первый шаг на пути к тому, чтобы стать лидером: принял на себя обязательство реализовать некоторый проект. И этот шаг изменил мою самооценку — я увидел в себе потенциального лидера.
Позднее мне пришлось участвовать в работе группы, рассматривающей перспективы создания нового предприятия. В один прекрасный день наши идеи оформились окончательно, и мы написали на пожелтевшем листке, вырванном из старого блокнота, название будущей компании. Помню, как, глядя на него, я принял для себя решение: пусть мне придется хоть землю рыть руками, но я доведу это дело до конца.
Не так важно, в чем состоит проблема. Неважно даже, станете ли вы лично руководителем проекта. Важно другое. Вы сознательно взваливаете на себя серьезное дело. Понимаете, в чем состоят как риски, так и возможные выгоды. И вы отдаете себе отчет в том, что ответственность за его исход ложится именно на ваши плечи.
Способность к самоанализу
Следующий этап становления лидера состоит в том, чтобы настроиться на понимание самого себя. Учитесь наблюдать за собой и за своими отношениями с другими людьми как бы со стороны. Выявляйте, в чем состоят ваши сильные и слабые стороны. Следите за тем, в каком направлении эволюционирует ваша личность, определите, каковы опасности на этом пути и что нужно сделать для того, чтобы устранить появляющиеся впереди препятствия. Обращайте внимание на те моменты, когда вы оказываетесь на распутье, учитесь делать правильный выбор и принимать последствия своих решений. Следите за тем, в какой конкретной точке вы находитесь в каждый данный момент и где расположена эта точка на пути, ведущем к вашей конечной цели.
Тренировка способности к самоанализу сегодня повсюду признается частью процедуры выработки лидерских качеств. Во все соответствующие учебные курсы включаются занятия по самооценке или по персональной диагностике. Это хорошее подспорье. И все же подлинный путь к постижению самого себя начинается с анализа опыта и освоения рефлексии именно в процессе деятельности.
Как показывают результаты исследований психологов, многим рядовым служащим обычно и в голову не приходит, что они выполняют свои задачи не лучшим образом. Иное дело настоящие лидеры. Они понимают, кто из членов команды сможет компенсировать их недостатки и в каких ситуациях они с наибольшей эффективностью проявляют свои сильные стороны. Располагая таким знанием, лидеры могут заранее определить, каких ситуаций следует избегать и в чем состоят наиболее важные слабости, последствия которых следует нейтрализовать.
К примеру, почти все вакансии директоров информационных служб заполняются сотрудниками ИТ-подразделений. Но ведь требования к человеку, занимающему такую должность, отнюдь не ограничиваются знанием технической стороны дела. Тот, кто не умеет общаться с людьми и не желает развивать в себе такое умение, вряд ли долго будет возглавлять информационную службу.
Поясню сказанное еще на примере из собственной жизни. Искусству анализировать свои действия я научился, работая в качестве главного консультанта в одной фирме. За плечами у меня была лишь минимальная подготовка, но мне поручили организацию взаимоотношений с большими группами клиентов, которые знали о своем бизнесе гораздо больше, чем я. Кроме того, я должен был не отставать от коллег (работа была организована в соответствии с жестоким принципом «или продвижение по службе, или увольнение»). Наконец, мне нужно было поставить дело так, чтобы клиенты постоянно чувствовали пользу от моей деятельности. Итак, я пребывал в постоянном напряжении, реакция на все мои действия поступала моментально, и от меня ожидали все более высоких результатов. В этих условиях мне не оставалось ничего иного, кроме как заняться анализом эффективности своей работы. Почти каждый вечер я открывал блокнот и записывал туда все, чему научился за прошедший день, а также свои соображения по поводу улучшения работы. В конце концов способность анализировать свои возможности и стандарты качества мирового класса изменили мое «я».
Чувство перспективы
Если вы пришли к решению вести за собой людей и почувствовали в себе задатки лидера, это значит, что для вас наступила пора сделать третий шаг на пути становления руководителя: выработать чувство перспективы. Это тоже выбор, но выбор совсем другого свойства. Здесь речь идет не о том, какую задачу поставить перед собой, а о том, кем — в профессиональном и в личностном плане — вы хотите стать. Какое место в этом мире вы хотели бы занять в конечном итоге? Какое место вы занимаете в нем сейчас и как вы можете стать тем, кем наметили? Разработка собственного пути развития, который приведет вас к поставленной цели, — это завершающий этап на пути становления руководителя.
Представление о собственных целях сформировалось у меня после десятилетий поисков и нескольких лет, посвященных писательскому труду и размышлениям. Я прошел непростой путь. У меня не было озарений, когда все вдруг становится кристально ясным, я не слышал голосов, указывающих правильную дорогу. Внутренние искусители пытались столкнуть меня с пути, и моя решимость прошла через множество испытаний ложными целями и ошибками. Но с другой стороны, все эти обстоятельства помогли мне четко осознать, какой я вижу свою дальнейшую жизнь.
Вся прелесть подобного подхода в том, что, встав на путь превращения в руководителя, вы уже никогда не перестанете быть лидером. Вы можете слыть удачливым или несостоявшимся работником в представлении других людей, преуспеть или потерпеть неудачу в том или ином предприятии, но вы будете оставаться лидером, ибо таковым вас сделали ваши же усилия по достижению поставленной цели. Теодор Рузвельт прекрасно выразил эту мысль следующими словами: «Насколько же лучше браться за большие дела и переживать минуты славы — хотя за взлетами следуют падения, — нежели уподобляться тем бедолагам, что не знают больших радостей и больших страданий, ибо живут в серых сумерках, где не бывает ни побед, ни поражений».
Если в процессе овладения навыками лидера вы сумеете обнаружить собственные вехи и выразите собственные мысли, качество вашей работы на руководящем посту поднимется на новый уровень.
Кристофер Хениг — директор по стратегии Управления общей бухгалтерской отчетности США. Имеет опыт предпринимательской деятельности (был генеральным директором компании Exolve), работы в сфере консалтинга (McKinsey & Co.). Изобретатель. Его перу принадлежит книга The Problem Solving Journey: Your Guide for Making Decisions and Getting Results.
Christopher Hoenig. You Know Where You Want to Go. CIO, July 15, 2003.