Финансовые организации отличаются консерватизмом в отношении новых технологий.
Банки предъявляют к технологиям особые требования, поскольку стоимость ошибки при банковских расчетах может оказаться непростительно большой. Едва ли какой банкир смирится с риском потери больших денег из-за сбоя «глупой железяки» или хакерских проделок «юного дарования». Точно так же банкиры едва ли станут использовать технологии, пока не убедятся, что польза от них, выраженная в финансовом исчислении, превосходит затраты. И дело тут не в скупости банкиров, а в низкой марже их бизнеса, неизбежной в условиях острой конкуренции. Замечу, что с приходом иностранных банков эта конкуренция еще более усилится, а маржа станет еще меньше.
Те банки, где нам удалось побывать, со всей серьезностью относятся к перспективам скорого усиления конкуренции в российском банковском секторе, поэтому к автоматизации относятся сугубо прагматично. Во многих банках ИТ-поддержка основных бизнес-процессов уже обеспечена на уровне, достаточном для ведения всех базовых операций и бизнес-процессов. Сейчас банки начинают применять новые технологии управления и ведения бизнеса, перестраивая свою деятельность на западный лад. И дело здесь не в пресловутом подражании Западу, а в развертывании хорошо зарекомендовавших себя бизнес-методик, в их осмыслении и освоении.
Рано или поздно многим банкам придется задуматься об эффективности ведения бизнеса. Ни одно предприятие не сможет работать в условиях малой маржи, если не научится извлекать максимум отдачи от затрат на ведение бизнеса. И дело тут не столько в экономии, сколько в разумных инвестициях: явно или опосредованно, но они должны приносить прибыль.
Яркий пример — ИТ. Инвестиции в ИТ всегда считаются затратными. Но затраты затратам рознь. Если новая система позволит снизить операционные издержки банка, или если с ее помощью можно будет повысить рентабельность работы с клиентами, или если она даст возможность быстрее конкурентов находить и осваивать новые продуктовые и рыночные ниши, расширять бизнес, то разве у такой системы нет шансов окупить себя?
Разумеется, есть. Например, комплекс бизнес-аналитики (система сбора информации, хранилище данных, витрины данных и система оперативной аналитической обработки) обойдется банку (как и любому другому предприятию) в кругленькую сумму. Однако совместные усилия аналитиков и менеджеров по использованию BI-системы вполне могут дать результаты, которые с лихвой окупят затраты на создание и сопровождение системы. Основной возврат на инвестиции в бизнес-аналитику можно ожидать в сфере поддержки принятия управленческих решений: управленческие решения (как тактические, так и стратегические) способны принести большие деньги и позволят избежать колоссальных потерь.
Главный вопрос, на мой взгляд, состоит в том, чтобы увидеть возможности ИТ, оценить их и, если игра стоит свеч, убедить бизнес-пользователей в полезности инвестиций. А это очень непросто. И тем более непросто заставить систему приносить прибыль, организовав соответствующим образом работу персонала. Без помощи топ-менеджмента здесь явно не обойтись. В конце концов, решающее значение будет иметь их позиция: в самом ли деле они хотят расширить бизнес и увеличить свои прибыли или им дороже покой и тихое прозябание в дорогом кресле? В растущих банках топ-менеджеры — наверняка сторонники первой позиции. Значит, игра ИТ-директоров стоит свеч!