Время одиночек в машиностроении давно прошло. Едва ли найдется действительно сложное изделие, все комплектующие к которому разрабатывает и производит то же предприятие, которое его выпускает.
Время одиночек в машиностроении давно прошло. Едва ли найдется действительно сложное изделие, все комплектующие к которому разрабатывает и производит то же предприятие, которое его выпускает. Куда ни глянь, везде можно увидеть сети партнеров-поставщиков, создающих продукцию в тесной кооперации друг с другом.
Общеизвестен вывод западных аналитиков о том, что конкуренция постепенно перемещается из сферы борьбы за качество продукции в сферу повышения эффективности цепочек поставок. Качественную продукцию способны производить многие предприятия. Вопрос в том, чтобы научиться разрабатывать ее и выпускать с максимальным соответствием с сегодняшними и завтрашними запросами потребителей, быстро выводить продукцию на рынок, тратить при этом меньше денег, обеспечивать стабильно высокое качество производства и технического обслуживания изделий.
Собственно, на достижение этих целей ориентированы методология и технологии CALS/PLM. Их идея в том и состоит, чтобы добиться интегральной эффективности поддержки всего жизненного цикла изделий, обеспечив четкое и прозрачное управление им на всех этапах. О CALS/PLM сказано и написано уже достаточно много. На многих отечественных предприятиях уже ощутили эффект от их применения. Примечательно, что в числе первых, кто их освоил, были предприятия оборонного комплекса, чья продукция идет на экспорт: они были вынуждены осваивать новые методики и технологии, чтобы сохранить конкурентоспособность на мировом рынке.
Это трудно сделать в рамках всего одного предприятия — требуется кооперация со смежниками и партнерами. Однако организация взаимодействия партнеров в новых условиях становится делом не менее сложным. Задача кооперации переходит на новый уровень: вчерашний производственный консорциум должен превратиться в виртуальное предприятие — крупную территориально распределенную структуру, состоящую из независимых (не входящих в единый холдинг и имеющих разных владельцев) компаний и организаций, которые вместе трудятся над разработкой и выпуском сложных изделий.
В рамках виртуального предприятия CALS/PLM пронизывает всю структуру. Внутри нее неизбежно происходит стандартизация и (возможно) унификация методик и технологий создания и производства изделий, управления проектами, качеством и пр. Внутри виртуального предприятия возникают отдельные группы специалистов, которые трудятся над реализацией общих для данной группы целей, задач, проектов, но при этом являются сотрудниками разных компаний. Формируется единое информационное пространство виртуального предприятия, в рамках которого в электронном виде циркулирует практически вся существенно значимая информация об изделии, а также об агрегатах и узлах, которые требуются для его выпуска и технического обслуживания: конструкторская, технологическая, производственная, контрактная, финансовая, маркетинговая и пр. Самое интересное, что это не фантастика. Примерно так работает со своими смежниками авиационный концерн Airbus и целый ряд других западных производителей сложной техники. К подобной схеме движется (хотя и очень медленно) отечественный оборонный комплекс.
Да, идеи CALS/PLM сегодня наиболее востребованы предприятиями машиностроения и приборостроения, выпускающими сложную, дорогую технику. Но эти же самые идеи могли бы найти применение на предприятиях, выпускающих самую разную продукцию: модную одежду, мебель, фармпрепараты, продукты питания и пр. — все то, что в условиях конкурентной борьбы нужно быстро разрабатывать, выводить на рынок, производить и (возможно) обслуживать, в случае необходимости быстро адаптируя изделия к стремительно меняющимся запросам потребителей. Разумеется, для этого нужны иные ИТ-средства, более дешевые (поскольку в этих нишах работает средний и малый бизнес). Неизменными остаются два других важных требования: максимальное соответствие отраслевой специфике предприятий и интегрируемость с широким спектром смежных ИТ-систем.