Возрастающий интерес к логистическим системам обусловлен их потенциальной возможностью повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем.
Возрастающий интерес к логистическим системам обусловлен их потенциальной возможностью повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
Общеизвестно, что две главные задачи логистики — это минимизация издержек и контроль за товарно-материальными потоками. Оба этих фактора непосредственно связаны с эффективностью работы любого предприятия. В подавляющем большинстве случаев выполнение данных задач ложится на службу логистики.
Очевидно, что логистическая служба компании нуждается в качественном и надежном инструменте управления товарно-материальными потоками. Наиболее эффективным способом управления является технология Supply Chain Management (SCM — управление цепочками поставок). Основное ее отличие от другой, схожей по названию технологии — Supply Management (управление поставками) состоит в том, что в цепочке поставок анализируется и контролируется каждое звено, по которому идет товарный поток, а также оценивается уровень затрат поэтапно. Таким образом, каждое звено поставки, начиная от поставщика и заканчивая конечным потребителем, включается в единую цепь по обеспечению покупателя необходимым товаром надлежащего качества.
Технология SCM тесно связана с другими технологиями в логистике, например с Just-in-Time или с ее японской версией Kanban, позволяющей точно в срок поставлять необходимые товары или материалы в любую заранее назначенную точку. SCM дает возможность оперативно управлять изменениями в канале поставки, обеспечивая быстрое реагирование компании на изменения и управление рисками. Используя совокупность этих технологий, предприятие может существенно сократить складские площади и за счет них расширить, например, торговые, поскольку нужный товар будет на складе в оговоренное время.
Информационное обеспечение SCM
Для эффективного функционирования системы управления цепочкам поставок необходимо создать единое информационное пространство, интегрированное со многими областями деятельности компании. Не случайно система SCM является одним из важнейших модулей современных продуктов класса ERP. Она должна быть достаточно прозрачной и гибкой, чтобы удовлетворять требованиям логистической службы компании. Эта система способна стать мощным инструментом поддержки принятия управленческих решений, основанных на точной и достоверной информации.
Простой пример: необходимо перевезти товар из пункта А в пункт Б. Задача, известная всем еще со школы.
Она усложняется тем, что необходимо ответить на ряд вопросов:
- какой маршрут выбрать?
- какой тип транспорта использовать?
- сколько будет стоить перевозка?
- был ли маршрут эффективным?
И так далее. Количество вопросов может меняться в зависимости от конкретной задачи по поставке товара. Однако получить ответы на данные вопросы не так легко: необходимо проанализировать существующие маршруты, участки, из которых они состоят, затраты на каждом участке. Вот только часть информации, которую нужно собрать для ответа на один вопрос. Когда же имеются десятки, а то и сотни маршрутов, это становится почти неразрешимой задачей.
SCM в действии
Прежде всего необходимо определить, что же будет являться объектом учета для системы. Предполагается, что в системе SCM им будет груз (совокупность номенклатурных единиц, объединенная в единый пул — поставку). Груз обладает набором характеристик, таких как состав, объем, вес, количество мест, дата формирования, срок поставки, плановый маршрут, TIR, CMR, фамилии сопровождающих и пр. Он также имеет несколько статусов: создан, в пути, прибыл, получен. Статусы необходимы для отслеживания состояния груза на маршруте и присваиваются автоматически при изменении соответствующих параметров (начало и окончание маршрута, регистрация прихода товара на складе, и т. п.).
Менеджер отдела логистики может сформировать груз из закупок, введенных отделом снабжения в систему, складских журналов или журналов производства. В случае если компания осуществляет контроль за доставкой товара клиенту, груз создается на основании заказов клиентов, сформированных отделом продаж. В документе о закупке указывается ссылка на груз, который был сформирован. При изменении статуса груза меняется и ее статус.
После выбора состава груза указывается плановый маршрут. Он представляет собой набор контрольных точек — звеньев маршрута, которые характеризуются временем нахождения, а также сопутствующими затратами (таможня, погрузка, разгрузка и т. п.).
После того как груз создан и определен плановый маршрут его следования, сотрудник отдела логистики регистрирует все передвижения груза в специальном журнале перемещений, где указываются фактическое время и дата прохождения контрольной точки. При этом система фиксирует отклонения груза от планового маршрута.
В продвинутой системе предусмотрена возможность отражения слияния и разбиения грузов (это полезно, например, если первоначально контейнеры доставлялись самолетом, потом были перегружены на несколько автомобилей, а затем — на теплоход). В такой ситуации необходимо учесть все затраты по маршруту следования груза, при необходимости объединить в системе несколько грузов в один или разбить один груз на несколько с соответствующим пересчетом состава груза и изменениями маршрута, а также зафиксировать возможные потери, которые могли произойти с грузом в пути. Все эти задачи система может выполнить автоматически, разумеется если менеджер укажет исходные данные и проконтролирует результат.
На практике внедрение лишь одной системы контроля за поставками контейнеров позволяет более чем в два раза сократить время на обработку запросов в отделе логистики, поступающих из смежных отделов.
Эффективность поставок
Управление цепочками поставок не ограничивается только контролем над грузом, следующим по маршруту. Важной задачей является контроль затрат, сопутствующих передвижению груза, анализ структуры данных затрат и в конечном счете анализ прибыльности поставки.
Для анализа и контроля себестоимости поставок в системе должен быть предусмотрен механизм учета и разнесения затрат на себестоимость номенклатуры. Затраты различаются по типам: на перевозку, хранение, погрузоразгрузочные работы, таможенную очистку товара и пр. В зависимости от особенностей канала поставки данный список затрат может быть изменен.
Условно затраты можно поделить на плановые и фактические. Плановые вводятся для каждой контрольной точки и автоматически проводятся в системе при прохождении грузом контрольной точки. По завершении маршрута в системе может быть сформирован список плановых затрат, разбитых по категориям. Фактические затраты вводятся в систему с помощью специального журнала, где по мере прохождения груза протоколируются реальные издержки.
При вводе плановых затрат менеджер может указать прогнозируемые затраты в разрезе различных моделей планирования, например «оптимистическая», «пессимистическая», «наиболее вероятная», что позволяет использовать метод анализа и оценки программ PERT (Program Evaluation and Review Technique). Теоретически моделей планирования может быть неограниченное количество, но на практике чаще всего используются три перечисленные.
Каждая статья затрат рассчитывается по нескольким методам:
- фиксированно (если затраты не зависят от параметров груза);
- как процент от заявленной стоимости груза;
- на основе временных показателей (если затраты зависят от времени груза в пути);
- за единицу груза (в качестве параметров для расчета затрат берутся вес, объем, количество мест).
В свою очередь, затраты имеют неограниченное количество тарифов, так как поставщики услуг, сопутствующих перевозке, могут быть различными. Основные характеристики тарифов затрат:
- контрольная точка;
- поставщик или группа поставщиков;
- валюта тарифа;
- единица тарифа (за тонну, куб. м., кг);
- период действия;
- минимальная и максимальная сумма;
- страна поставщика услуги;
- наименование услуги.
Имея все данные по тарифам, менеджер отдела логистики может проанализировать поставщиков с точки зрения тарифов предоставляемых услуг и выбрать среди них оптимальных для осуществления конкретной поставки товара.
Система SCM обеспечивает слаженную работу многих подразделений: отдела закупок, логистики, продаж, склада. В любой момент времени необходимая информация о движении товара доступна для сотрудников компании, работающих с клиентами. Использование данной системы позволяет компании выйти на другой, более высокий уровень сервиса, сократить издержки и в конечном счете получить конкурентные преимущества в тяжелой борьбе за лояльного клиента.
Марк Самойлович — менеджер проектов компании Columbus IT Partner Russia, masa@columbus.ru