Участники логистической цепочки получают дополнительную прибыль или другие преимущества в соответствии с их способностью продуктивно взаимодействовать друг с другом в процессе удовлетворения запросов конечного потребителя.
Идеология планирования производственной деятельности, широко известная у нас под аббревиатурой MRP II, стала более чем за 15 лет существования общепринятой. Она в немалой степени изменила фокус своего приложения и значительно расширила сферу применения благодаря всевозможным модификациям, известным под названием ERP-системы. Практическая реализация этого стандарта возможна только при условии использования современных ИТ, основанных на достижениях в области вычислительной техники и связи. В последнее время они превратились из дорогостоящей экзотики в широкодоступную и очень практичную реальность. В то же время бизнес, по сути, рационален и там используется только то, что способствует повышению прибыли или как минимум эффективности отношений с клиентами. Таким образом, внедрение ИТ в бизнес происходило и происходит не так гладко, как можно было бы предположить. Методология MRP II столкнулась с проблемами практического использования.
На пути широкого распространения MRP II возникло два препятствия:
- ограниченность этой модели с точки зрения индустриальной специфики — только дискретное производство, причем преимущественно партионного и массового характера, а также заказное в рамках специальных модификаций;
- статический характер процессов взаимоотношений с заказчиком, поддерживаемых методологией.
Для военно-промышленного комплекса и массового машиностроительного производства, из недр которого вышла MRP II, эти трудности не имеют принципиального значения, но для ориентированного на клиента бизнеса, получившего широкое распространение в середине 90-х годов, подобная ситуация неприемлема. Возникала дилемма — обоюдовыгодные отношения с клиентами требовали гибкого и динамичного изменения планов в определенных пределах, а система планирования — жестких и статичных, причем долгосрочных планов, гарантированно выполняемых клиентами. И вот тут-то сыграли роль возможности современных ИТ. В 80-х годах и ранее стандартные временные рамки планирования определялись скоростью бумажного документооборота. Типичной временной характеристикой («характеристическим временем») было время «оборота» документа заказа «от клиента до клиента», величина которого составляла квартал и больше. В середине 90-х электронный документооборот уже позволял сократить это время до нескольких часов. В результате стало очевидно, что сдерживающим фактором прогресса бизнес-систем является не документооборот, а система производственно-логистического планирования и выполнения (диспетчирования) производственных заданий. Она существенно не изменилась и имела те же показатели характеристического времени выполнения заказа, что и ранее, — от нескольких месяцев до года. Сокращение продолжительности цикла размещения заказа существенно уменьшило предсказуемость поведения клиентов. Если раньше вывод нового товара на рынок требовал затратных и длительных маркетинговых акций, то теперь «новые коммуникации» позволяли осуществлять это за считанные недели, что приводило к «неожиданным провалам» у конкурентов. Высокая вероятность возникновения такого рода ситуаций привела к развитию «систем быстрого реагирования» в производстве и особенно логистике.
И наконец, последнее, что крайне существенно изменило требования к системам управления бизнесом, — это положительно воспринятое потребителем и поддержанное индустрией развитие широких возможностей кастомизации товара, даже под сугубо индивидуальные требования клиента, а тем более с учетом региональных и национальных особенностей рынка. Причем это коснулось как очень сложных вопросов, скажем цветовых и ассортиментных предпочтений, так и элементарных на первый взгляд, но очень трудоемких в реализации при отсутствии надлежащей поддержки в ИТ вопросов, скажем, соответствия типа розетки и языка инструкции национальным требованиям.
Указанные изменения привели к разработке ряда методологий и технологий управления, ныне объединенных под термином «Управление логистическими цепочками» — Supply Chain Management (SCM). Отметим, что большинство механизмов управления логистическими цепочками реализуемы только с помощью современных ИТ, основанных на возможностях вычислительной техники и средств связи.
Понятие «Логистическая цепочка» является естественным функциональным развитием концепции «предприятия» (см. рис. 1).
Рис. 1. Логистическая цепочка |
Набор функциональных блоков, типичных для бизнеса, организованного по принципу «логистической цепочки», ничем не отличается от обычного набора. Тем не менее можно утверждать, что на этом рисунке изображена новая единая модель, а не просто набор функций или «совокупность бизнес-процессов». Все дело в непрерывной комплексной интеграции и автоматизации процессов «логистической цепочки», в отличие от «кусочной» интеграции внутри «функционально организованного» бизнеса, как это показано на следующем рисунке.
Рис. 2. Функционально организованный бизнес и ERP-системы |
На рис. 2 показана типичная структура системы управления бизнесом по методологии MRP II-ERP при функциональной организации бизнеса для подразделений или компаний. Видно, что существуют барьеры между подразделениями, реализующими отдельные функции, препятствующие оперативному обмену информацией и интегрированному планированию деятельности.
При реализации же логистических цепочек в идеале не только должен быть автоматизирован постоянный обмен оперативной информацией между всеми функциональными элементами цепочки, но и достигнута интеграция процессов планирования, учета и исполнения производственных заданий (диспетчирования).
Итак, цель эффективного управления логистической цепочкой — связать всех ее участников в единую интегрированную систему. В ней партнеры получают дополнительную прибыль или другие преимущества в соответствии с их способностью продуктивно взаимодействовать друг с другом в процессе удовлетворения запросов конечного потребителя. Эффективно используя отношения с партнерами и их ресурсы, коммерческая организация может получить большую отдачу при меньших собственных затратах.
В рамках логистической цепочки можно выделить следующие принципиальные процессы, действенное управление которыми необходимо для результативного управления SCM в целом и которые существенно изменили свое содержание по сравнению с прежними методологиями MRP II.
- Прогнозирование потребности.
- Выбор и управление поставщиками.
- Управление заказами.
- Управление запасами.
- Диспетчирование производства и операций.
- Доставка и транспортировка.
- Управление информацией (в том числе учет операций).
- Управление жизненным циклом товара.
- Управление жизненным циклом актива.
- Управление качеством.
- Обслуживание клиентов.
Естественно, все стандартные процессы, в том числе, например, управление финансами и складированием, производством, остаются в рамках логистических цепочек, но могут существенно изменить свое содержание в масштабах конкретного предприятия.
Различные компании в специфичных отраслях ставят разные задачи при оптимизации логистических цепочек, однако их обычно можно отнести к трем основным категориям.
- Повышение качества обслуживания заказчиков за счет обеспечения наличия товара в нужном месте в определенное время в требуемом количестве.
- Снижение затрат на обработку продукции, движущейся по логистической цепочке, в том числе снижение операционных и транзакционных затрат. Обычно операционные затраты в этой цепочке складываются из следующих основных категорий: приобретение материалов, производство, транспортировка, обслуживание и хранение продукции. Транзакционные затраты охватывают затраты на реализацию процесса управления заказами, что включает, в частности, финансовые затраты, оформление и отслеживание заказа, обработку закупок, планирование и информационные технологии.
- Эффективное использование оборотных средств, выраженное в сокращении цикла оборачиваемости финансовых ресурсов, достигается только за счет установления более тесных отношений между участниками логистической цепочки.
В результате можно выделить два базовых типа организации управления логистической цепочкой по экономическим категориям: функциональное (стоимостно-ориентированное) и инновационное (качественно-ориентированное).
Соответственно, критическими факторами являются эффективность процессов (например, время полного оборота запаса) в первом и их качество во втором случае (например, характеристическое время или «время реакции» логистической системы). Естественно, эффективность предполагает качество, а качество требует эффективности, в соответствии с требованиями ISO 9000:2000, но разрабатываемые управленческие решения различаются принципиально.
Можно отметить задачи, общие для обоих вариантов управления:
- уменьшение полной (операционной) себестоимости путем более четкой синхронизации с фактическим спросом логистического процесса, включая специальную организацию производства, ориентированного на работу в новых условиях;
- более точное планирование всех процессов и, как следствие, уменьшение объемов партий, их своевременную доставку;
- уменьшение затрат за счет оптимизации потока продукции в логистическом цикле и улучшения обмена информацией между компанией, ее поставщиками и дистрибьюторами.
Важнейшим принципом в управлении логистическими цепочками остается повышение качества обслуживания и уровня лояльности заказчиков, в частности за счет сокращения времени между заказом и доставкой товара, увеличения точности выполнения заказа, предоставления возможности кастомизации продукции хотя бы благодаря наличию множества вариантов по конфигурации товара.
В системах, ориентированных на управление интегрированными процессами логистической цепочки, существенно изменилась учетная практика. Вместо традиционного документа учетной единицей стала принципиально новая сущность — транзакция.
Участниками логистической цепочки могут быть не только компании, имеющие единое управление, или, как у нас принято говорить, «участники холдинга», но и совершенно независимые компании — субподрядчики, транспортные организации, дистрибьюторы, агенты и пр. Тем не менее они должны быть включены в единую систему управления и подчиняться единой логике менеджмента. Ключевым словом в системах управления логистической цепочки является collaboration (взаимодействие, интеграция). Существует специальный термин для описания совместного функционирования предприятий — участников сложных логистических цепочек — collaborative business (взаимодействующий или интегрированный бизнес).
При выполнении перечисленных выше условий к реализации транзакции в интегрированной логистической цепочке становится ясно, что в рамках логистической цепочки приходится применять совершенно новые подходы к учету и анализу деятельности. Это накладывает дополнительные требования на информационные системы, обеспечивающие учетные процедуры компании. В частности, они должны обеспечить следующие основные элементы управленческого учета, необходимые для эффективного управления логистической цепочкой.
- Сегментирование клиентов в соответствии с характеристиками их обслуживания внутри логистической цепочки — условиями поставки, обслуживания, способом доставки и т. п.
- Учет динамики рынков, спроса, потребностей и соответствующее динамическое планирование. При этом важно отметить, что процессы прогнозирования и планирования также подлежат учету.
- Полноценная кастомизация продукции требует изменений в стандартных механизмах управленческого учета, таких как ценообразование, определение себестоимости, система управленческой отчетности и критерии оценки деятельности подразделений.
- Наличие возможности прозрачного учета по всей логистической цепочке для обеспечения ясной картины потоков продукции, услуг и информации, а также возможности оперативного вмешательства в процессы по всей цепочке.
- Внедрение в систему управленческого учета стратегических методов, например стратегического управления источниками (Strategic Sourcing). Отличие стратегического управления источниками от традиционного управления закупками заключается в том, что ставится задачи оценить суммарные затраты при взаимодействии с конкретным поставщиком.
Реализация методов SCM потребовала существенного изменения программных продуктов, используемых для автоматизации процессов управления предприятием. На смену MRP II и ее расширениям пришли методологии планирования логистических цепочек (Supply Chain Planning, SCP) и специализированные системы интеграции плановых подсистем. На смену системам управления дистрибуцией и продажами пришли системы управления исполнением логистических цепочек (Supply Chain Execution, SCE), ориентированные на потоковую логистику, и системы управления событиями (Supply Chain Event Management, SCEM), ориентированные на событийную логистику. Появились специализированные системы интеграции партнерских логистических цепочек (Partner Relationship Management, PRM). Также существенно изменились системы управления и планирования исполнением, дополнив традиционное управление запасами и диспетчирование системами интегрированного выполнения производственных заданий (Integrated Plant System, IPS), системами электронных торгов. Наконец, появились и стали достаточно широко использоваться системы прозрачного управления запасами (Supply Chain Inventory Visibility, SCIV), позволяющие в любой момент времени оценить состояние запасов, находящихся на всех этапах логистической системы, в том числе в состоянии «заказано», «подтверждено», «отгружается» и «транзит в точке А». Нельзя, конечно, не упомянуть и о целых программных комплексах, ориентированных на управление жизненными циклами продуктов (Product Lifecycle Management, PLM) и активов (Enterprise Assets Management, EAM), что стало необходимо в связи с существенным усложнением требований к управлению качеством и себестоимостью в логистических цепочках. В результате современные программные комплексы, применяемые для управления логистическими цепочками, существенно отличаются от привычных ERP-систем, что позволило Gartner определить для них новую аббревиатуру — ERP II, подчеркивающую новый, существенно более сложный уровень применяемых решений.
Жизненный цикл продукции (услуги) в системе качества описывает поведение продукции прежде всего с точки зрения внутреннего менеджмента, начиная от разработки продукции и кончая процессами переработки и утилизации отслужившего свой срок оборудования. |
Данный жизненный цикл будем называть «функциональным», в отличие от «маркетингового», описывающего поведение продукта на рынке. Понятно, что в процессе реализации функционального жизненного цикла также происходят контакты с потребителями. Очень важно отметить, что стандарты ISO 9000:2000 предписывают не только функциональный контроль и «прослеживаемость» на протяжении всего жизненного цикла, но и управление полной себестоимостью продукции с учетом затрат функционального жизненного цикла. |
Следует ожидать дальнейшего расширения и углубления специализации. В новой среде приложений уже невозможно рассчитывать решить все проблемы предприятия путем приобретения одного-единственного программного продукта. Приходится «сращивать» не менее трех-четырех программных продуктов, реализующих специализированные вертикально интегрированные процессы, а для крупных предприятий, возможно, и более. Часто эта задача решается не «равноправно», а путем выбора «интегрирующего приложения», в роли которого часто выступают приложения, реализующие задачи финансового менеджмента, как наименее подверженные методологическим изменениям. Иногда в роли интегрирующих выступают и логистические приложения, реализующие принципиальную бизнес-специфику предприятия.
Рис. 4. Интеграция логистических цепочек |
Сергей Колесников — директор по консалтингу КГ «Экон-профи», sk_consult@mtu-net.ru
Логистическая цепочка (Supply Chain) — это системно взаимосвязанные деятельность, процессы и ресурсы, необходимые для трансформации сырья и материалов в готовый продукт у конечного потребителя, используя преимущества непрерывной интеграции информационных, материальных и денежных ресурсов, а также каналов распространения (дистрибуции) и транспортировки продукции.
Управление логистической цепочкой (Supply Chain Management, SCM) — разработка, организация, координация, планирование и учет всех процессов логистической цепочки с целью наиболее полного удовлетворения конечного потребителя как в настоящий момент, так и в обозримом будущем. Управление логистической цепочкой рассматривает организацию всех процессов с точки зрения ее полноты, целостности и эффективности, причем с ориентацией не только на внутренние аспекты процесса, но и на взаимоотношения процесса с внешними объектами: партнерами, поставщиками сырья, субподрядчиками, транспортными организациями, дистрибьюторами и т. д., а также с обязательной постановкой задачи по управлению вкладом каждого частного процесса в удовлетворение конечного потребителя и непрерывной оценкой качества выполнения этой задачи.
Транзакция — последовательность взаимосвязанных действий, имеющая цель выполнения какой-либо функции предприятия. Транзакция может включать как логистические, так и финансовые элементы, а также плановые фрагменты.
Важно понимать, что, как правило, результаты выполнения функции не будут отражены в системе, пока транзакция успешно не завершится. Известный в программировании термин также вполне соответствует этому определению. В западной практике существует отчетливое понимание, что, например, любая финансовая операция является транзакцией, как и абсолютное большинство логистических. Примером операции, не являющейся транзакцией, может служить перемещение товара из ячейки в ячейку в пределах одного места хранения на складе. Перемещение, происходящее в автоматизированных складских системах, тоже транзакция, но логистическая.
Таким образом, транзакция связывает заказ конечного клиента (документ) и процесс его выполнения, возможно, до заказа материалов и компонентов поставщику и глубже (поставщику поставщика). «Вперед» транзакция простирается до окончания поставки и/или даже далее — до окончания жизненного цикла продукта (более подробно см. «Открытые системы», № 6/2003).