Документы, нормативные акты и официальные сообщения
Важнейшей сферой применения ИТ является автоматизация финансовых и торговых операций. 28 июня вступил в силу Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Одновременно утратил силу Закон РФ от 18 июня 1993 года №5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Вновь принятый правовой акт определяет сферу применения контрольно-кассовой техники (ККТ), устанавливает порядок ведения Государственного реестра ККТ, требования к ней и условия ее регистрации, а также обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих такую технику. К важнейшему нововведению относится разграничение компетенции между налоговыми органами и Центральным банком РФ в отношении деятельности кредитных организаций, связанной с эксплуатацией ККТ. Другим важным изменением является то, что перечень случаев, когда организации и индивидуальные предприниматели вправе реализовывать населению товары, работы и услуги без ККТ, установлен самим Законом, и, следовательно, теперь он не может быть ограничен ни органами исполнительной власти России, ни региональными органами власти. Следует отметить также, что после 28 декабря 2003 года при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт применение ККТ без фискальной памяти станет невозможным. При исключении из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация может продолжаться до истечения нормативного срока амортизации.
Источник: http://www.consultant.ru
Госстандартом России приняты и прошли государственную регистрацию ряд отечественных стандартов, а также введены в действие для применения на территории РФ межгосударственные стандарты. Сведения о некоторых из них приведены в таблицах.
Табл. 1. Государственные стандарты Российской Федерации
Обозначение | Наименование | Дата введения в действие |
ГОСТ Р МЭК 60331-23-2003 | Испытания электрических и оптических кабелей в условияхвоздействия пламени. Сохранение работоспособности. Часть 23. Проведение испытаний и требования к ним. Кабели электрические для передачи данных | 01.01.2004 |
ГОСТ Р МЭК 60331-25-2003 | Испытания электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Сохранение работоспособности. Часть 25. Проведение испытаний и требования к ним. Кабели оптические | 01.01.2004 |
ГОСТ Р МЭК 60695-1-1-2003 | Испытания на пожарную опасность. Часть 1-1. Руководство по оценке пожарной опасности электротехнических изделий. Основные положения | 01.01.2004 |
ГОСТ Р 8.597-2003 | Государственная система обеспечения единства измерений. Нагрузки коаксиальные. Методика проверки | 01.11.2003 |
Табл. 2. Межгосударственные стандарты
Обозначение | Наименование | Дата введения в действие |
ГОСТ 8.417-2002 | Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин | 01.09.2003 |
ГОСТ 7.28-2002 | Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Расширенный набор символов латинского алфавита для обмена информацией | 01.07.2003 |
ГОСТ 23784-98 | Соединители низкочастотные низковольтные и комбинированные. Общие технические условия | 01.01.2004 |
ГОСТ 30709-2002 | Техническая совместимость. Термины и определения | 01.01.2004 |
Основной проблемой развития электронного документооборота продолжает оставаться надежная и юридически значимая идентификация участников договорных отношений. Для ее решения постановлением Правительства РФ от 30 мая 2003 г. №313 на Министерство РФ по связи и информатизации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области использования электронной цифровой подписи в соответствии с ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Поручено совместно с ФСБ РФ в трехмесячный срок согласовать порядок взаимодействия при реализации этих функций в информационных системах органов государственной власти.
Обеспечение безопасных условий труда, включая гигиенические требования и эргономику, входит в число основных задач ИТ-подразделения. Контроль этих норм может осуществляться не только собственными специалистами, но и госструктурами. В связи с этим рекомендуется обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244, которым утверждено Положение о проведении государственной экспертизы условий труда. Данная экспертиза проводится по запросам органов государственного надзора и контроля соблюдения требований охраны труда, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных лиц. Установлено, что экспертизе подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.
Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ) изменил форму заявки на передачу в безвозмездное временное пользование комплекта программных средств по вводу, обработке и передаче в КФМ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом с применением электронной подписи и шифрования (АРМ «Организация»).
Развитие ИТ в России во многом зависит от технической и инвестиционной политики государства. В связи с этим значительный интерес представляют открытые конкурсы (тендеры), проводимые различными ведомствами. Основное содержание некоторых конкурсов, а также ориентировочная стоимость предлагаемых работ представлены в данном разделе.
Министерство экономического развития и торговли РФ объявило о проведении открытых конкурсов на выполнение прикладных экономических исследований, НИР и ОКР в интересах Министерства, в том числе входящих в президентские и федеральные целевые программы (ФЦП) в 2003 году. Обобщенные сведения о некоторых конкурсных работах, имеющих отношение к ИТ, приведены в таблице.
Сокращенное наименование работы. Ожидаемые результаты | Стоимость в 2003 г., тыс. руб. |
Разработка комплекта организационно-технических документов по созданию федерального центра электронной торговли | 2600 |
Анализ проблем распространения и применения различных стандартов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности независимых организаций. Разработка оптимальных решений при создании и применении стандартов ИКТ | 800 |
Разработка типовых требований к программам информатизации бюджетных организаций, в том числе разработка проектов типовых электронных административных регламентов (ЭАР). Предложения по внедрению ЭАР на всех уровнях государственной власти РФ | 4800 |
Разработка проектов федеральных законов "Об электронной подписи", "О развитии государственных информационных ресурсов", "Об основах информационной безопасности", а также концепций и технических заданий к ним. Предложения по корректировке проекта федерального закона "Об электронной торговле". Разработка концепций нормативных правовых актов в области разработки и использования ИКТ. Методические рекомендации по правовому регулированию в области разработки и использования ИКТ | 4850 |
Социально-экономический мониторинг формирования "новой экономики", в том числе анализ тенденций развития ИКТ и их применения в социально-экономической сфере | 4500 |
Проведение анализа разрабатываемых в рамках ФЦП "Электронная Россия" программно-технологических средств | 1200 |
Проведение инвентаризации и анализа информационных ресурсов Минэкономразвития России как объекта информатизации | 3000 |
Разработка информационно-аналитической системы (ИАС) по ведению мониторинга контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке | 600 |
Источник: http://www.economy.gov.ru
Учреждения и ведомства достаточно активно используют аутсорсинг для обеспечения функционирования своих ИТ-структур. Госкомитет РФ по статистике объявил об открытом конкурсе по размещению заказа на организационно-техническое обслуживание средств вычислительной (650-700 ед.) и организационной техники (500-550 ед.) в центральном аппарате. Аналогичный конкурс по обеспечению промышленной эксплуатации оборудования своего вычислительного центра осуществляется Федеральной комиссией по ценным бумагам России. При этом начальная цена торгов заказчиком не установлена. Государственным таможенным комитетом РФ в свою очередь проведен открытый конкурс на оказание услуг по технической поддержке программного обеспечения Oracle, находящегося в эксплуатации в таможенных органах.
Создание системы электронных торгов для государственных нужд стало основной темой обсуждения на коллегии в Министерстве промышленности, науки и технологий РФ. Отмечено, что целями разработки системы электронных государственных закупок (СЭГЗ), включая систему электронных торгов для государственных нужд, являются в первую очередь повышение эффективности госзакупок, увеличение конкуренции за получение государственных заказов и постепенное вхождение России в мировую систему электронной торговли. Продолжением работ по формированию рынка государственных закупок в России в условиях бурного роста электронной торговли будет СЭГЗ и, в частности, система электронных торгов для государственных нужд (ЭТГН) в составе первой очереди системы электронной торговли, формируемой в рамках ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 годы). Планируется ввод в 2004 году в опытную эксплуатацию системы информационного обеспечения и комплекса электронных государственных закупок НИОКР при выполнении работ по ФЦП, госзаказчиком которых является Минпромнауки России.
Источники: http://www.rg.ru, http://www.gks.ru
Финансово-экономические показатели и ресурсы
Среди лидеров отечественного фондового рынка (т. н. «голубых фишек») от высокотехнологичных компаний по-прежнему единственным представителем остается АО «Ростелеком». Между тем, по мнению некоторых аналитиков, инвестиции в ценные бумаги «Ростелекома» связаны с высокими рисками. В частности, отмечается, что реальные результаты работы демонстрируют стагнацию развития компании. Последние годы «Ростелеком» теряет рынок международного и междугородного трафика. Это обусловлено, в частности, тем, что благодаря более гибкой тарифной политике альтернативные операторы уводят клиентов у «Ростелекома», предлагая услуги дальней связи в виде Internet-телефонии. В результате после активизации фондового рынка по окончании летних каникул рыночная оценка акций «Ростелекома» может понизиться. С другой стороны, фактором, обеспечивающим увеличение стоимости этих ценных бумаг, является закон «О связи», способный кардинально изменить в сторону усиления место «Ростелекома» на рынке коммуникаций. Если это обстоятельство станет для инвесторов преобладающим, то не исключен в сентябре рост стоимости акций до уровня около 60 рублей.
Источники: соб. инф.,
ИК «Финанс-Аналитик»
Библиография и аннотации
Вышли следующие издания:- Б. Керниган, Р. Пайк. Unix. Программное окружение. — СПб.: Символ-Плюс, 2003. — ISBN 5-93286-029-4, 416 c.
- A. Мардас. Организационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2003. — ISBN 5-318-00608-6.
- T. Пайрон. Использование Microsoft Project 2002. Специальное издание. — М.: Диалектика-Вильямс, 2003. — ISBN 5-8459-0445-5, 1184 c.
- Э. Пейтел, П. Пейтел. Internet-трейдинг. Полное руководство. — М.: Диалектика-Вильямс, 2003. — ISBN 5-8459-0431-5, 320 c.
- П. Друкер. Эффективное управление. М.: Фаир-Пресс/Гранд, 2003. — ISBN 5-8183-0584-8, 288 c.
- P. Фатрелл, Д. Шафер, Л. Шафер. Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат: Пер. с англ. + CD. — M.: Диалектика-Вильямс, 2003. — ISBN 5-8459-0413-7, 1125 c.
- A. Царегородцев. Информационная безопасность в распределенных управляющих системах. — М.: РУДН, 2003. — ISBN 5-209-02204-8, 217 c.
В Правительство РФ внесен на рассмотрение проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы). Данный документ после официального утверждения во многом определит состояние ИТ в стране на этот период. Приоритетными задачами государственной политики в сфере развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, рынка услуг связи планируется считать обеспечение доступа к телекоммуникационной инфраструктуре и информационным ресурсам хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций бюджетной сферы), органов государственного и муниципального управления независимо от их территориального расположения, а также широких слоев населения, включая доступ к службам спасения и справочным службам.
Источник: РБК
Согласно данным обзора рынка труда в сфере ИТ, подготовленного специалистами Kelly IT Resources (специализированного отделения кадрового агентства Kelly Services), сейчас наблюдается высокий спрос на профессионалов во всех сферах ИТ. Как и прежде, основной спрос на ИТ-специалистов предъявляют непрофильные компании. Они привлекают их по двум основным направлениям: ИТ-структуры, ориентированные на организацию основного бизнеса (например, внедрение ERP-систем), и структуры ИТ-сервиса (например, поддержка офиса, сопровождение существующего ПО). Вследствие этого спрос на специалистов по внедрению ERP-систем и бизнес-аналитиков возрос на 20-30%, в области предоставления ИТ-сервиса — на 40%.
Среди наиболее востребованных — специалисты по внедрению SAP R/3, MBS-Navision, Scala, других западных ERP- и финансовых систем; системные/сетевые администраторы, ИТ-менеджеры, специалисты по поддержке и техническому обеспечению пользователей; специалисты по СУБД (особенно Microsoft SQL и Oracle); менеджеры проектов. На фоне роста зарплат и легализации ее выплат заметно возрос уровень требований к кандидатам.