С помощью этой методики можно оценивать эффективность не только отдельных инвестиций или проектов, но и целых компаний или коммерческих структур. BSC -- это инструмент, позволяющий определять стратегию на будущее.
Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard, BSC) — это совокупность принципов и аналитических приемов для повышения эффективности работы организации в четырех сферах деятельности: финансы, работа с клиентами, обучение персонала и организация внутренних процессов. Для того чтобы добиться выдающихся результатов в долгосрочной перспективе, организация не должна ограничиваться постоянным контролем финансовой стороны своей деятельности, а рассматривать ее в более широком, глобальном контексте.
Следует иметь в виду, что это достаточно «тяжелая» технология и при ее внедрении возникает опасность отвлечения ресурсов от профильных сфер деятельности, которые имеют решающее значение для обеспечения прибылей акционеров. В BSC также не предусмотрены надежные механизмы определения относительной важности различных показателей эффективности.
Авторство идеи сбалансированной системы показателей чаще всего приписывают Роберту Каплану и Дэвиду Нортону, опубликовавшим в 1992 году статью об этом методе в журнале Harvard Business Review.
Разные авторы по-разному определяют суть BSC. Но как бы то ни было, очевидно, что данная методика базируется на нескольких фундаментальных посылках. Во-первых, на базе одних только финансовых показателей нельзя составить достаточно полного представления об эффективности деятельности той или иной компании, и если погоня за высокими показателями в финансовой сфере становится единственной задачей администрации в ущерб иным целям, то это может в конечном счете привести к краху компании.
Во-вторых, система сбалансированных показателей фокусирует внимание на процессах, а не отдельных метриках. Потому его считают ориентированным не столько на прошлое (какую сумму в расчете на акцию составили мои прибыли в минувшем квартале?), сколько на будущее (как мне действовать, чтобы удержать своих лучших клиентов?).
Сбалансированная система показателей — средство для преобразования общих представлений о будущем и стратегических замыслов высокого уровня в конкретные, обладающие количественными атрибутами цели и для оценки работы организации в контексте достижения этих целей.
Обратимся к конкретному примеру. Авиакомпания Southwest Airlines использует несколько систем сбалансированных показателей. В одной из таких систем эффективность работы наземных служб соотносится с доходностью компании (см. диаграмму). Четыре сектора таблицы — обучение, внутренние процессы, работа с клиентами и финансовые показатели — выстраиваются в иерархическую структуру, которая показывает, как заданные цели взаимодействуют друг с другом.
«Для сотрудников компании метод установления прямого соответствия между финансовыми категориями, такими, как ?снижение затрат?, и таким характеризующим эффективность работы персонала показателем, как ?оперативность наземного обслуживание воздушного судна?, — довольно новая идея», — рассказывает вице-президент Southwest Airlines по вопросам финансового планирования и анализа Майк Ван де Вен. По его словам, сотрудники производственных подразделений имеют дело с сотнями показателей, характеризующих такие аспекты их деятельности, как соблюдение графика работ или, скажем, доставка багажа пассажирам, но ни один из этих показателей не связан напрямую с финансовыми критериями или с системой смет. Еще одно достоинство интегрированной методики BSC в том, что она позволяет инспекторам на местах оперировать сотнями детализированных показателей, при том что в руки администраторов высшего звена попадают лишь сводки, отображающие важнейшие параметры.
Сегодня многие высоко оценивают сбалансированную систему показателей за то, что она обеспечивает широкий взгляд на управление компаниями и способствует утверждению среди администраторов активной позиции с упором на будущее. Но некоторые критики отмечают, что эта методика сплошь и рядом неверно используется.
Gary H. Anthes. Balanced Scorecard. COMPUTERWORLD. February 17, 2003