«Сколько это может стоить?» - подобный вопрос возникает всякий раз, когда появляется необходимость внедрения новой ИТ. «Родственный» вопрос: «На что, собственно, расходуется столько средств?
«Сколько это может стоить?» — подобный вопрос возникает всякий раз, когда появляется необходимость внедрения новой ИТ. «Родственный» вопрос: «На что, собственно, расходуется столько средств?» — нередко появляется спустя некоторое время после внедрения. Если не принимать во внимание обычно поверхностные заявления поставщиков, то оказывается, что получить ответы на эти вопросы далеко не просто. Удовлетворить справедливый интерес потребителей можно только с учетом выбранной ими стратегии развития. Для того чтобы оценить полученные результаты в настоящем, необходимо, насколько это возможно, заглянуть в будущее.
Прежде всего, неочевидно само определение стоимости новой технологии, как и любой другой инновации. Несложные рассуждения позволяют прийти к выводу о том, что сопутствующие проекту расходы не сводятся к суммам, выплаченным по окончании внедрения за консультации, оборудование и приложения. Необходимо учитывать, каким образом заказчик намерен использовать полученные результаты, насколько критичными они являются для его бизнеса, сколько будет стоить обслуживание внедренных решений и т. д. Эти соображения учтены, например, в широко известной методике оценки совокупной стоимости владения, введенной Gartner совместно с компанией Interpose.
Еще большие сложности возникают при попытке оценить результаты внедрения ИТ для бизнеса. Монетарный подход здесь явно пасует. В первую очередь это связано с тем, что для компаний, которые не являются непосредственными участниками ИТ-рынка, информационные технологии носят сопутствующий характер и не принимают явного участия в формировании стоимости. Выступая в качестве инструмента поддержки системы управления предприятием, они повышают производительность операций, которую обычно достаточно трудно определить в денежных единицах. Как, например, оценить экономический эффект от внедрения новой бухгалтерской системы или системы электронного документооборота? Вряд ли здесь можно обойтись учетом экономии за счет увольнения избыточной рабочей силы. Кроме того, многие ИТ внедряются в целях компенсации рисков. Это относится, например, к системам безопасности. Возникновение рисковых ситуаций и сила их влияния на деятельность организации носят случайный характер, что, вообще говоря, вовсе не совместимо со строгостью финансовых расчетов. Попробуйте объяснить не искушенному в теории рисков финансовому директору, что потери при отсутствии дорогостоящей системы безопасности носят случайный характер и можно зафиксировать лишь приблизительное значение их средней величины! Следует также учесть, что многие конкурентные преимущества, предоставляемые ИТ, с трудом поддаются количественной оценке. Каким образом оценить величину роста удовлетворенности клиентов от внедрения CRM? Это весьма важный показатель в условиях жесткой конкурентной борьбы. Преодоление указанных трудностей возможно, например, в рамках идеологии ключевых показателей результативности, широко известной в форме BSC.
Обозначенные выше трудности порождают армию скептиков, которые предлагают относить расходы на ИТ к издержкам производства и обращаться с ними соответствующим образом. Что могут порекомендовать специалисты тем, кто, не смотря ни на что, хочет получить ответ на свои вопросы в денежной форме? Диапазон предлагаемых решений очень широк. С одной стороны, его ограничивают «тяжелые» экономические методики типа ТСО или BSC внедрение которых является самостоятельным проектом и, что весьма существенно, которые имеют порой достаточно ощутимую себестоимость. Кроме того, по крайней мере для BSC возможность оценки ROI ИТ-проектов является скорее следствием, чем причиной внедрения. Роль BSC значительно шире, ее можно охарактеризовать, как методологию управления предприятием в целом. На противоположном полюсе решений находятся «легкие», «ручные» технологии расчетов, которые доступны небольшим предприятиям. Как правило, это уникальные разработки талантливых ИТ-руководителей, с трудом поддающиеся систематизации и отражающие опыт работы конкретных предприятий. Здесь, однако, следует отметить, что нередко подобные технологии преследуют в основном политические цели, связанные с положением информационной службы в организации.
Подводя итоги, можно сказать, что непростая задача оценки ROI, cкopee всего, имеет удовлетворительное решение как для больших, так и для средних и малых предприятий. Было бы желание. Общие принципы оценки инвестиционных проектов вполне применимы и в этом случае.