«Кадры решают все», - сказал однажды известный государственный деятель, придававший кадровой политике большое значение. Нередко те, кто повторяет эту ставшую крылатой фразу, придают ей широкий смысл...
«Кадры решают все», — сказал однажды известный государственный деятель, придававший кадровой политике большое значение. Нередко те, кто повторяет эту ставшую крылатой фразу, придают ей широкий смысл: очень важно не только верно расставить кадры по должностям, но и правильным образом их стимулировать — оптимально по соотношению эффективности работы персонала и затрат на поддержание этой эффективности на достаточно высоком уровне. Другими словами, повышение продуктивности работы сотрудников, затрачивая при этом минимальное количество денег, времени и других ресурсов, следует выделить в качестве одной из задач любого менеджера, в том числе и ИТ-руководителя.
Денежное поощрение играет в этом процессе важную, но не решающую роль. Во-первых, работа далеко не всех сотрудников будет прямо пропорциональна деньгам, которые им выплачивают. Росс Перо, основатель и председатель совета директоров американской компании Perot Systems, не советует платить сотрудникам очень много, мотивируя это тем, что «большие деньги убивают мозги». На первый взгляд, его совет парадоксален, если не сказать больше. Однако он выработан в результате длительных наблюдений: рано или поздно высокооплачиваемые сотрудники начинают воспринимать свои оклады как должное и, более того, включают «счетчик» едва ли не за любое свое усилие, которое они делают на благо своей компании. Излишне меркантильные сотрудники едва ли смогут принести предприятию много пользы.
Во-вторых, помимо денежных доходов ИТ-специалистов интересует целый комплекс факторов: возможность профессионального и карьерного роста, осуществления познавательной и исследовательской деятельности, участия в интересных проектах, общения с высококвалифицированными коллегами, профессиональной самореализации, а также перспективность работы в выбранном ими направлении ИТ и бизнеса компании и пр.
Талантливые технари высоко ценят атмосферу творчества и очень не любят работать на скучных «конвейерах». С другой стороны, творческая атмосфера не должна становиться самоцелью: у ИТ-подразделения есть четкие цели, от достижения которых зависит успех ИТ-руководителя, авторитет информационной службы и бизнес предприятия, использующего в своей работе информационную систему.
Одна из важных задач ИТ-директора — постараться направить творческий потенциал своих сотрудников в «мирное», продуктивное русло. В развитой ИТ-службе высока потребность в сотрудниках с самым разным набором качеств. ИТ-руководителю следует определить, какими личными и профессиональными качествами обладают его сотрудники, и распределить между ними должности в ИТ-службе.
Единого рецепта стимулирования труда творческих интеллектуалов-технократов, скорее всего, предложить не удастся. Точнее, он будет состоять в обратном: не стричь всех под одну гребенку. В зависимости от личных качеств и предпочтений следует выбирать разные способы стимулирования. Кого-то больше подстегнет возможность посещения учебных курсов, конференций, семинаров и выступления на них с собственным докладом. Кто-то с интересом будет сочетать путешествия и бизнес. Кто-то очень любит решать сложные технологические задачи и затем делиться с коллегами опытом их решения.
Понимая, что давать советы по стимулированию труда ИТ-специалистов (также как по воспитанию детей, подбору футбольных тренеров и вождению автомобиля) — дело неблагодарное, мы не стремимся и даже не пытаемся взять на себя роль «гуру» в этой области. Свою лепту мы решили внести иным способом: постарались наладить сотрудничество с представителями науки — сотрудниками кафедры социологии и психологии МИЭМ и начали реализацию нашего совместного проекта по исследованию особенностей мотивационной сферы российского ИТ-персонала, а также выявлению преобладающих мотивационных стремлений ИТ-специалистов. В этом номере журнала мы публикуем первые результаты проекта. Будем рады, если к исследованию подключатся ИТ-службы предприятий, где работают наши читатели. Сделать это несложно — просто свяжитесь с нашей редакцией. Результаты проведенных исследований будут опубликованы в следующих номерах журнала.