Какова цель вашей карьеры? Вот первый вопрос, который я задаю своим клиентам, приходящим на консультацию. И очень немногие в состоянии ответить на него. Как ни странно, большинство из нас тратит уйму сил и времени на достижение целей, которые не в состоянии сформулировать.
В самом начале карьеры все кажется предельно простым. Люди очень рады получить работу, и почти любая работа оказывается весьма сложной и стимулирует самообразование. Служащие толкуют очевидные признаки карьерного роста (например, перевод сотрудника из общего зала в отдельный кабинет, новая должность) как подтверждение правильности выбранного пути. Повышения по службе происходят часто. Люди не знают, каково их предназначение, но на самом деле это совершенно не важно — у них больше энергии, чем мудрости, их никто не ждет дома, и они движутся в верном направлении, а впереди долгий путь и в крайнем случае всегда есть возможность изменить курс.
Когда мы становимся немного старше, повышения по службе происходят все реже, отношения (и их неприятный собрат — политика) становятся все важнее — и дома, и на работе, требуют все больше сил, а энергии становится меньше, чем мудрости. Все это заставляет вновь и вновь задаться старым вопросом: неужели это все?
Часто именно в этот момент люди обращаются ко мне за помощью. Их беспокоит будущее. Иногда это беспокойство связано с работой, но они не могут точно сказать, с чем именно.
Наша первая совместная задача заключается в том, чтобы выяснить, в чем заключается цель их карьеры. Как только такие цели сформулированы, становится понятно, как можно их добиваться. После этого клиенты могут определить, каково их теперешнее положение и кто из сотрудников может им помочь приобрести навыки, которые потребуются им в будущем. Вместо того чтобы сосредоточиваться на внешних признаках успеха, таких как должность, статус и деньги, я помогаю клиентам сконцентрироваться на определении, оценке и приобретении навыков, которые им необходимы для того, чтобы добиться своей карьерной цели.
Почему вы выбрали такую цель...
Если вы хотите помочь себе или другим понять, в чем же состоят эти цели, давайте рассмотрим несколько важных принципов. Во-первых, цель карьеры — это предположение о том, чем вы будете заниматься через пять лет, гипотеза, которая опирается на имеющуюся на данный момент информацию. Если вы начнете предпринимать шаги на пути достижения этой цели, вы многое узнаете о себе самом, что иногда заставляет изменить эти цели. Например, менеджер отдела обслуживания клиентов хочет стать директором информационной службы и знает, что для этого ему необходимо развивать навыки бизнес-анализа. У него была возможность поработать в области планирования бизнеса, и только тогда он понял, что эта должность ему не по плечу. Он вернулся к ИТ и пересмотрел свои карьерные цели.
Во-вторых, ваша карьерная цель должна отражать ваши мечты, как личные, так и профессиональные. Одна из моих клиенток вышла замуж за человека, который уже пять лет был на пенсии. Ей была нужна работа с гибким графиком, чтобы иметь возможность больше времени проводить с мужем.
В-третьих, намеченная вами карьерная цель может быть неосуществима в рамках той компании, где вы сейчас работаете. Но при этом может оказаться, что в этой компании есть возможность приобрести навыки, которые необходимы для достижения этой цели.
К примеру, один из моих клиентов сказал мне, что ему давно хотелось организовать свою компанию. Следует заметить, что в это время он работал директором информационной службы. Вместе мы быстро определили, какие навыки в области планирования бизнеса, маркетинга и операций ему необходимо приобрести, а затем выяснили, какие для этого есть возможности в той компании, где он тогда работал.
...и как
Теперь давайте поговорим о том, как определить цель своей карьеры. Было бы неплохо найти человека, который задаст вам нужные вопросы и поможет четко продумать весь план. Этот человек может быть не согласен с вашим выбором, но это и неплохо. Его задача — убедиться, что вы понимаете, что нужно сделать для того, чтобы добиться этой цели (в том, что касается необходимых навыков, уровня сложности и степени риска), а не переубеждать и не поддерживать вас.
Я считаю, что в среднем на это потребуется пять встреч. На первой встрече я намечаю процесс выработки карьерной цели. Я прошу клиентов представить свое резюме, копии характеристики и полные отчеты о качестве его работы.
В качестве домашнего задания я предлагаю клиентам описать идеальную, с их точки зрения, работу. Чтобы помочь решить эту задачу, служба управления персоналом British Airways, например, использует специальную программу: сотрудник должен ответить на следующие вопросы.
- Что вы собираетесь делать через пять лет?
- Что вы тогда будете носить?
- На какой машине вы тогда будете ездить?
- Сколько времени вы будете тратить, чтобы добраться до работы?
- Где вы будете жить?
- Кто вам поможет?
- Нужно ли вам учиться, чтобы добиться своей цели?
На второй встрече я расспрашиваю клиента о его работе, изучаю его характеристики, чтобы объективно оценить возможности клиента и его перспективы. Я анализирую его представление об идеальной работе, отмечая слова, которые он использует, и задаю пояснительные вопросы.
На третьей встрече я обсуждаю достижения и неудачи клиента, его склонности и антипатии, чтобы лучше представить себе его опыт, мотивы и трудности. Я спрашиваю о том, какая работа ему интересна (как в той компании, где он работает сейчас, так и в других фирмах). Мы оба пытаемся понять, какая работа лучше всего ему подходит, учитывая его сильные и слабые стороны, предпочтения и антипатии.
На четвертой встрече я прошу клиентов ответить на вопрос, какую должность он хочет занимать через пять лет. Сначала клиент дает общий ответ (например: «Я хочу быть вице-президентом»), но я подвожу его к более точным формулировкам (например: «я хочу быть директором информационной службы в небольшой производственной фирме в Колорадо»). Как только человек находит приемлемую для себя формулировку, мы анализируем ответ и переходим к следующим вопросам. Какие навыки необходимо приобрести, какие из этих навыков он может получить, работая там же, где и прежде? Какие шаги следует предпринять, чтобы приблизиться к достижению своей цели? Кто в этом ему может помочь?
На пятой и завершающей встрече клиенты записывают гипотетическую цель своей карьеры, а также действия, которые им следует для этого предпринять. Мы планируем дальнейшие наши встречи, чтобы оценить, насколько успешно выполняется намеченный план.
Если вы выбрали реальную цель своей карьеры и добиваетесь того, что для этого необходимо, то в конечном итоге вы сами будете полностью строить свою карьеру. Вам не придется больше ждать, пока кто-то предложит вам продвижение по службе. Вместо этого вы будете почти подсознательно искать и использовать возможности, которые помогут вам добиться поставленных целей.
Susan H. Cramm. Is This Job All There Is? CIO, March 1, 2003.