За последние несколько лет Internet превратился в привычное средство коммуникации, как телефон или факс. Отсюда становится понятным желание многих компаний обзавестись собственным Internet-представительством, которое бы играло роль информационного центра компании или же участвовало в сложной системе отношений компании со своими отделениями и клиентами. К сожалению, в отечественном законодательстве не дано четкого определения, чем же является Internet-представительство.
Internet-представительство в контексте российского законодательства
Основные точки зрения, которые предлагаются юристами по поводу правовой принадлежности Internet-представительства, можно сформулировать следующим образом:
- самостоятельный объект, попадающий под определение «информационная система», данное в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации»;
- база данных, в соответствии с Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», где в качестве баз данных выступает организованная структура, а в качестве ее наполнения выступает содержимое Internet-представительства;
- литературное произведение, в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»;
- самостоятельный объект, определений которого не существует в законе, а потому требующее отдельного определения при заключении договора на его создание или сопровождение.
Каждая из этих точек зрения может быть обоснована. Практика показывает, что многие заказчики Internet-представительства знакомятся с Internet в момент общения с разработчиками.
Итак, Internet-представительство размещено в Cети и предназначено для свободного или ограниченного (по паролю) доступа широкого круга лиц. При этом доступ к Internet-представительству осуществляется по сетям передачи данных при обращении к электронному адресу, по которому Internet-представительство размещено. Адрес может иметь символьный вид, например www.companysite.ru, или же быть представленным в форме IP-адреса — 172.16.1.104. Компьютер будет обращаться к цифровому адресу, при этом текстовое имя служит лишь «прикрытием» реального цифрового адреса и в любом случае должно быть связано с ним.
Владелец Internet-представительства не может с уверенностью гарантировать доступность своего сайта извне, поскольку не имеет контроля над сетями передачи данных, равно как и не может обеспечить качество соединения, достаточное для нормальной загрузки сайта на компьютер пользователя.
Основываясь на этих рассуждениях, можно сделать вывод, что Internet-представительство является обособленным объектом, доступным пользователю при наличии соединения с сетью и при достаточном для такого доступа качестве связи.
Так как Internet-представительство, прежде чем отобразиться на дисплее пользователя, предварительно записывается в память его компьютера, можно с уверенностью говорить, что Internet-представительство воспроизводится на компьютере пользователя, а следовательно, владелец сайта предоставил пользователю неисключительное право воспроизводить свое Internet-представительство на его компьютере. Понятие воспроизведения, равно как и соответствующее право, содержится в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах». На основе вышесказанного можно утверждать, что одна из важнейших сторон правоотношений по поводу использования Internet-представительства уже решена российским законодательством. Необходимо, однако, помнить, что если Internet-представительство содержит уведомление об ограничении ответственности и правовом статусе, в нем нужно указать, что пользователю предоставлено право воспроизводить Internet-представительство на своем компьютере.
Правовые аспекты разработки
Internet-представительство является сложным комплексом имущественных прав, поскольку содержит в себе такие произведения, являющиеся объектами авторского права, как литературные произведения, включая программы, базы данных, фотографии, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства. Помимо перечисленных объектов в состав Internet-представительства могут входить другие объекты авторского права, которые попадают под определение, данное статьей 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Далее, поскольку Internet-представительство в материальной форме может существовать только на специальном носителе (жесткий диск или компакт-диск), оно является нематериальным объектом, поскольку носитель является самостоятельным объектом.
В-третьих, поскольку создание Internet-представительства, как правило, носит явно выраженный творческий характер (сайт является результатом творческой деятельности), то Internet-представительство само попадает под определение «объект авторского права», хотя и может состоять из нескольких разных объектов.
Соответственно, при создании Internet-представительства необходимо быть уверенным, что никакие права третьих лиц на объекты, помещаемые в Internet-представительство, не нарушаются, а также что все отношения с разработчиками, авторами и правообладателями соответствующим образом урегулированы.
Российским законодательством предусмотрено два типа договоров. В первую очередь стоит рассматривать авторский договор заказа, предусмотренный статьей 33 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», если же заключение авторского договора заказа по тем или иным причинам невозможно, стоит рассматривать договор подряда, заключаемый сторонами в соответствии с главой 34 Гражданского кодекса. Однако при этом стоит помнить об авторских правах и включить в текст договора специальный раздел, полностью посвященный урегулированию прав.
Законодательство об авторском праве, как российское, так и международное, прямо указывает на определенные ограничения в использовании любых объектов, в случае если о снятии таких ограничений не было записано в договоре, заключенном между сторонами. Например, передача прав на использование Internet-представительства без указания территории использования, будет означать, что права переданы для использования на территории России при условии, что договор заключен в России. Об этом ограничении прямо указывается в статье 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Также следует оговорить объем передаваемых прав. В идеале права должны быть исключительными и их перечень должен соответствовать списку имущественных прав в статье 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»:
- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
- публично показывать произведение (право на публичный показ);
- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
- переводить произведение (право на перевод);
- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
Помимо перечня прав также должна быть специальная оговорка об отношениях между разработчиком и фактическими авторами (физическими лицами). В ней разработчик гарантирует, что на момент передачи Internet-представительства Заказчику он уже урегулировал все отношения с авторами, а также что он принимает на себя все риски, связанные с предъявлением любых претензий, возникающих из реализации переданных прав.
Не менее важным является вопрос о сроке, на который передаются права, поскольку если срок не указан, то считается, что права переданы на пять лет. Однако, если права передаются на более долгий срок, необходимо указать, что они переданы на неопределенный срок, или воспользоваться формулировкой «Права передаются для использования без ограничения срока».
Помимо вопросов непосредственно связанных с передачей прав, существует также условие, несоблюдение которого может привести к недействительности договора, — таким условием является обязательность уплаты авторского вознаграждения. Этот вопрос не возникает при заключении авторского договора заказа, однако при заключении договора подряда в статье, определяющей размер вознаграждения, необходимо дать прямое указание на то, что авторское вознаграждение за права, передаваемые в соответствии с договором, включено в общую сумму вознаграждения.
Не менее важен при заключении договора вопрос будущего уведомления посетителей Internet-представительства о разработчике, то есть прямая ссылка на разработчика на главной странице Internet-представительства или указание на разработчика в специальном разделе «О сайте».
Как правило, разработчик требует размещения своего товарного знака и отдельной страницы, содержащей сведения о людях, непосредственно выполнявших работы по созданию Internet-представительства. Такое требование вполне оправданно, и заказчик не может удалить такие сведения, поскольку услуги по созданию Internet-представительств являются видом деятельности разработчика, в отношении которого зарегистрирован товарный знак. В соответствии со статьей 22 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» товарный знак может быть использован. В отношении сведений о людях применяется неимущественное право автора на имя, предусмотренное статьей 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Правовые аспекты использования Internet-представительства
Таким образом, Internet-представительство является сложным имущественным комплексом, совокупностью программно-аппаратных средств, обеспечивающих публикацию содержащихся в нем данных и иных объектов для всеобщего сведения или для ограниченного круга лиц с использованием средств передачи данных и средств связи между ЭВМ, в том числе в Internet.
Использование Internet-представительства третьими лицами осуществляется в соответствии с общими правилами, применяемыми в отношении объектов авторского права, при этом правообладатель Internet-представительства, открывая к нему публичный доступ, тем самым предоставляет пользователям безотзывное неисключительное имущественное право воспроизводить Internet-представительство на компьютере пользователя.
Отношения, возникающие по поводу использования доменных имен, а также отношения по поводу хостинга (физического хранения Internet-представительства), технического и информационного сопровождения Internet-представительства являются отдельной темой и здесь не рассматривались.
Андрей Миронов — юрист, Студия Артемия Лебедева,miron@design.ru |