Требования современного рынка делают подготовку высококвалифицированных ИТ-специалистов весьма актуальной для современного бизнеса и подразумевают использование нетрадиционных подходов к обучению.

Предлагаемое ниже описание подхода к подготовке ИТ-специалистов новой квалификации не претендует на полноту. Автор формулирует некоторые идеи методологии и рассматривает ряд фрагментов созданной в ГУ-ВШЭ системы обучения. В ее основе лежит анализ проблем, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам информационных служб, и определение методов их решения. Вместе с тем, не следует впадать в иллюзию достаточности какого-либо образования для формирования специалиста. Только навык последующей практической работы превращает выпускников учебных заведений в профессионалов.

Понятие информации является таким же базовым, как понятие точки в геометрии. Когда мы обсуждаем деятельность какого-либо предприятия, то под информацией понимаем всю совокупность данных о внешней среде и внутренней жизни, имеющих существенное значение для его функционирования. При этом получаемая информация не статична, она образует живой организм, состоящий из потоков, источников и получателей данных, а именно информационную структуру предприятия, которая не способна к саморегуляции и нуждается в подразделении, поддерживающем и развивающем ее в интересах бизнеса. Таковым выступает информационная служба во главе с ее директором (Chief Information Officer, СIO). Основным инструментом работы информационной службы являются ИТ-методы и способы получения, обработки и хранения различного рода информации.

В лице сотрудников информационных служб современный бизнес и сферы управления остро нуждаются в специалистах, способных осуществлять концептуальное проектирование информационной структуры предприятия:

  • отслеживать ведущие информационные технологии, внедрение которых может повысить эффективность бизнеса;
  • определять политику предприятий в области информационных систем и ИТ;
  • обеспечивать разработку совместных планов организационно-структурного и ИТ-развития предприятия;
  • создавать информационные модели бизнес-процессов;
  • определять состав и функции информационных систем;
  • выбирать информационные технологии, реализующие функции информационных систем;
  • принимать продуманные решения по поводу интеграции отдельных ИТ в инфраструктуру предприятия.

Как же подготовить таких специалистов?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основные проблемы и задачи, связанные с внедрением ИТ, необходимостью увязки бизнес-стратегии и ИТ-стратегии, особой ролью ИТ-подразделения в компании.

Выявление таких задач позволит определить навыки, необходимые для их решения, и соответствующие учебные дисциплины, которые целесообразно включить в программу обучения.

Круг проблем информационной службы

Современная отечественная практика формирования информационных служб определяется доминированием в них «технарей». Во многом это объясняется недостаточной подготовленностью руководства предприятия к сознательному развитию информационной структуры. Как у высшего руководства, так и у сотрудников этих подразделений, инфраструктурные задачи — прокладка сетей, внедрение СУБД и т. д. затеняют необходимость решения принципиальных вопросов, связанных непосредственно с информационными технологиями. Отсюда следует часто встречающееся непонимание задач повышения образования в этой области.

Между тем подготовка кадров информационных служб и, прежде всего, их руководителей, состоит в том, чтобы научиться выделять и решать следующие проблемы:

  • нахождение оптимальной пропорции между инновациями и текущей деятельностью в зависимости от оценок стратегического влияния ИТ на развитие предприятия;
  • управление рисками, связанными с внедрением ИТ, поскольку ни профессионалы в ИТ, ни пользователи не могут достоверно предсказать, как новые технологии повлияют на достижение целей компании;
  • формирование стратегического союза трех групп руководителей: ИТ-подразделения, функциональных подразделений предприятия и руководителей верхнего звена для достижения наилучшего результата от внедрения ИТ;
  • обеспечение сбалансированного решения разработчиков и конечных пользователей при отборе приоритетов в области ИТ.

На последней проблеме хотелось бы остановиться подробнее. Пользователи ориентированы на удовлетворение краткосрочных потребностей, а специалисты, в основном, стремятся к овладению новыми технологиями и планируют их развитие. Согласование интересов пользователей и специалистов в области ИТ является сложной задачей, которую нужно решать, учитывая организационную культуру предприятия. В таблице показано, к каким последствиям может привести доминирование интересов одной из этих групп при принятии решений.

Для того, чтобы CIO и сотрудники подразделения могли участвовать в решении задач проектирования и развития информационных систем предприятия, они должны обладать навыками аналитической работы.

Именно на подготовку таких специалистов направлена специализация «Архитектура корпоративных информационных систем» нового факультета «Бизнес-информатика» государственного университета — Высшей школы экономики.

Прежде всего, подобные специалисты должны понимать, что такое бизнес. Отсюда вытекает перечень общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: экономическая теория (макро и микро), экономика фирмы, экономика России, финансовый и управленческий учет, менеджмент, маркетинг, логистика, гражданское право, административное право, социология, психология и др.

Фрагмент структурно-логической схемы изучения правовых дисциплин приведен на рис. 1.

Рис. 1. Фрагмент структурно-логической схемы изучения правовых дисциплин

Ориентация на стратегию бизнеса

Определяющую роль в формировании стратегии развития информационной структуры играют стратегические задачи предприятия. К сожалению, как показывает практика, далеко не все руководители предприятий могут их отчетливо сформулировать или придают им решающее значение. Каждый шаг в управлении компанией определяется предварительно сформулированной стратегией ее развития. Тем более должны быть увязаны между собой управленческие решения и решения в области ИТ. Рассмотрим проблему координации бизнес-стратегии и деятельности информационной службы подробнее.

ИТ-стратегия направлена на достижение стратегических целей бизнеса с использованием современных информационных технологий, на развитие ИТ-архитектуры и управление инвестициями в сферу ИТ в условиях динамичных изменений внешней среды. Она позволит компании снизить расходы, более полно удовлетворить потребности клиентов, завоевать рынок, а также получить конкурентные преимущества в связи с появлением совершенно новых видов бизнеса (Internet-банкинг, маркетинг партнерских отношений и т. д.).

Скорость получения результатов ИТ-инноваций должна быть согласована со скоростью преобразования бизнес-процессов и структуры организации. В противном случае ИТ-стратегию будет нелегко реализовать.

Для обеспечения информационно-технологического развития предприятия в соответствии с его бизнес-целями в сферу деятельности ИТ-подразделения должно входить решение следующих задач, связанных со стратегией бизнеса:

  • обеспечение эффективного взаимодействия функциональных подразделений и ИТ-подразделения, чем важнее ИТ для бизнеса, тем теснее должны быть эти отношения;
  • привлечение пользователей к разработке и реализации плана внедрения новых информационных технологий;
  • включение пользователей во все ИТ-проекты, которые поддерживают жизнеспособность подразделения, то есть определение функций и состава требуемых информационных систем, а также повышение квалификации персонала;
  • оценка соответствия существующих информационных систем установленным стандартам эффективности и требованиям информационной безопасности;
  • разработка механизма воздействия как на подразделения, которые отстают в развитии ИТ, так и на подразделения, которые стремятся к новейшим технологиям, не понимая их сути и объективно не нуждаясь в них;
  • согласование с пользователями перечня приобретаемого оборудования и программного обеспечения для того, чтобы обеспечить их соответствие возникающим управленческим задачам.
Возможные последствия доминирования ИТ-специалистов или конечных пользователей


Основной контакт с пользователями должны осуществлять новые специалисты — аналитики корпоративных информационных систем, но не системные программисты, которые сотрудничают с ними в ИТ-подразделении и являются, как правило, выпускниками технических вузов. Для достижения поставленных целей данные специалисты должны хорошо разбираться в математических методах решения различных классов задач, программном и техническом обеспечении информационной инфраструктуры предприятия. Отсюда определяются общие математические и естественнонаучные дисциплины, а также общие профессиональные дисциплины: математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей и математическая статистика, информатика и программирование, вычислительные машины, системы и сети телекоммуникаций, операционные среды, системы и оболочки, информационные системы, объектно-ориентированный анализ и программирование и др. Фрагмент структурно-логической схемы изучения общих математических и естественнонаучных дисциплин приведен на рис. 2.

Рис. 2. Фрагмент структурно-логической схемы изучения блока общих математических и естественнонаучных дисциплин


Технологические задачи информационной службы

Решая задачи развития информационной структуры предприятия и соответствующей инфраструктуры, информационная служба постоянно оказывается перед выбором способа реализации тех или иных решений. Прежде всего, принимается решение о необходимости привлечения сторонних организаций и внешних специалистов, в частности определяется роль аутсорсинга. Рассмотрим основные задачи информационной службы предприятия, связанные с совершенствованием ее инфраструктуры.

Во-первых, разработка ИТ-стратегии (в согласовании с бизнес-стратегией) и долгосрочного плана развития информационной архитектуры предприятия на основе анализа современных технологических тенденций, обеспечение максимального соответствия ИТ-проектов этому плану.

Во-вторых, интеграция отдельных компонентов в единую информационную систему предприятия.

В-третьих, стандартизация программных средств и информационных технологий, формирование набора нормативов, в число которых входят обязательные коммуникационные стандарты, программное обеспечение, документация для различных систем и др.

В-четвертых, развитие отношений с поставщиками. Разработка принципов и практических рекомендаций по проведению конкурсов (тендеров) по закупке ИТ-решений для компаний.

В-пятых, создание процедур сравнения потенциальных ИТ-проектов различных масштабов и принятие решений по вопросу о целесообразности разработки информационных систем своими силами или приобретения их у стороннего поставщика — ориентация на аутсорсинг.

Для решения указанных задач необходимо изучение специальных дисциплин и дисциплин специализации: финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, сравнительный менеджмент, управление проектами, налогообложение, моделирование бизнес-процессов, организация хранения, доступа и анализа информации в хранилищах данных, информационная безопасность, теория решений, проектирование информационных систем, корпоративные информационные системы, технология разработки стандартов и нормативных документов, системная интеграция и т. д.

Несколько слов в заключение

Мы рассмотрели отдельные стороны проблемы подготовки специалистов, которые действительно могли бы заниматься вопросами стратегического планирования информационных ресурсов, внедрения современных информационных технологий и отвечать за предоставление и обработку всех данных, в которых нуждается компания. Требования современного рынка делают эту подготовку весьма актуальной для современного бизнеса и подразумевают использование нетрадиционных подходов к обучению, некоторые из которых были приведены в данной статье.

Татьяна Кравченко — профессор, проректор ГУ-ВШЭ, заведующая кафедрой «Бизнес-Аналитика», kravcnenko@hse.ru