Мотивация зачастую остается для руководителей чем-то таинственным. Отчасти это происходит потому, что мотивы у людей бывают самые разные, да и сам механизм формирования мотивации различен.
Советы, которые помогут гармонизировать амбиции руководства и пожелания сотрудников |
Предлагаемые рекомендации адресованы в первую очередь менеджерам, ответственным за мотивирование и формирование штата сотрудников в условиях непрекращающейся реорганизации корпоративной структуры и бизнес-процессов.
В современном деловом мире коммерческий успех зависит от того, в какой степени работники реализовывают свой профессиональный потенциал. Несмотря на несметное количество теорий и опубликованных примеров из практики, мотивация зачастую остается для руководителей чем-то таинственным. Отчасти это происходит потому, что мотивы у людей бывают самые разные, да и механизм формирования мотивации различен. Кроме того, в условиях общей неопределенности и «падения авторитетов» может произойти деморализация персонала. Обратите внимание и на то обстоятельство, что в наши дни необычайно возросло количество сотрудников, занятых неполный день или работающих по контракту с ограниченным сроком действия. Для таких сотрудников особенно трудно разрабатывать системы стимулирования.
Определение
«Суть мотивации состоит в том, чтобы давать людям то, что они больше всего хотят получать от работы. Чем полнее вы сможете удовлетворить их желания, тем больше у вас шансов получить то, что нужно вам, а именно: производительность, качество, обслуживание», — пишет Твайла Делл. (Из книги «Честные трудовые дни» — Twyla Dell, «Honest Days Work», 1988.)
Преимущества
Философия и практика позитивной мотивации должны содействовать улучшению показателей производительности, качества и обслуживания и помочь работникам:
- добиваться поставленных целей;
- получать хорошие возможности карьерного роста;
- адаптироваться к происходящим переменам;
- сформировать чувство собственного достоинства и адекватно оценивать возможности;
- профессионально развиваться и помогать в этом другим.
Недостатки
Если персонал позитивно мотивирован, это хорошо во всех отношениях. Впрочем, на пути к формированию мотивации у работников существует множество препятствий. К числу последних можно отнести недостаточно квалифицированных или равнодушных руководителей, плохие помещения, устаревшее оборудование. Нельзя не упомянуть и об установках, с которым весьма нелегко бороться, например:
- «Мы не получаем дополнительную плату за усиленную работу»;
- «Мы всегда действовали таким образом»;
- «Наше начальство ничего не смыслит в том, что мы делаем»;
- «В моей должностной инструкции об этом ни слова не сказано»;
- «Я буду делать ровно столько, сколько нужно, чтобы меня не уволили».
Чтобы преодолеть подобные стереотипы, необходимо призвать на помощь убежденность, настойчивость и опыт.
Практические рекомендации
1 Читайте классиков. Познакомьтесь с теорией гигиены Герцберга, теориями X и Y Макгрегора, иерархией потребностей Маслоу. Книги, в которых это изложено, не новы, однако они сохраняют актуальность и в наши дни. Начните со справочников, чтобы понять основные тезисы. Это окажет вам неоценимую помощь при формировании в коллективе благоприятного климата, предполагающего честность, открытость и доверие.2 Что мотивирует вас? Определите, какие факторы важны для вас в вашей рабочей жизни и как они взаимодействуют друг с другом. Что в прошлом служило для вас стимулом, а что, наоборот, снижало заинтересованность? Осознайте разницу между настоящими долговременными факторами мотивации и кратковременными побудителями.
3 Узнайте, каковы ожидания ваших коллег. Люди могут желать повышения статуса, роста зарплаты, улучшения условий труда и гибкой системы льгот. В ходе совещаний, анкетирования или неформальных бесед вам следует выяснить, какова в действительности мотивация ваших сотрудников.
Может быть, люди хотят:
- работу поинтереснее;
- более успешных руководителей;
- видеть конечные результаты своего труда;
- более высокий уровень социальной помощи;
- признания своих заслуг;
- новых испытаний;
- больше возможностей для роста?
7 Будьте осторожны с денежным поощрением. Многие люди говорят, что работают ради денег. Также многие утверждают, что стимулом для них являются льготы. На самом же деле деньги находятся в нижней части иерархии мотивов. Если человеку повысить зарплату, данный фактор недолго будет оказывать позитивное влияние на его мотивацию. Дополнительные льготы могут быть действенны при найме на работу; если же вы хотите повысить эффективность использования потенциала уже имеющихся сотрудников, скорее всего, этот способ мотивации себя не оправдает.
8 Принимайте обдуманные решения. Проведя консультации со своими сотрудниками и представителями профсоюзов, постарайтесь усовершенствовать кадровую политику вашей фирмы. Запланируйте комплекс мероприятий, предусматривающий гибкую систему требований, вознаграждений, возможности продвижения по службе, обучения и повышения квалификации, а также социальной помощи.
9 Управляйте переменами. Принять кадровую политику и воплотить ее в жизнь — две разные вещи. Члены коллектива слабо мотивированы? Не исключено, что следует внести коррективы в стиль корпоративного управления. Человеку свойственно сопротивляться переменам, даже если последние сулят определенные преимущества. Способ подачи информации об изменениях сам по себе может в ту или иную сторону изменить уровень мотивации сотрудников, равно как и стать ключом к успеху или неудаче. Если вы:
- информируете — произносите монолог или даете инструкции — вы выносите за скобки надежды, опасения и ожидания вашего персонала;
- сообщаете и продаете — пытаетесь убедить людей — ваши наиболее веские доводы не будут иметь силу в долгосрочной перспективе, если не было организовано обсуждение вопроса;
- консультируете — сотрудники придут к выводу, что вы заранее определились со своим мнением;
- ищете соучастия — обсуждая проблему и принимая решение совместно с теми, кто должен на практике осуществить перемены — вы можете рассчитывать на то, что работники не только согласятся с решением и пойдут на определенный компромисс, но и возьмут на себя определенные обязательства и ответственность.
- активисты: с удовольствием приобретают новый опыт, решают новые проблемы, получают новые возможности. Они не любят плестись в хвосте, наблюдать и сохранять беспристрастность;
- теоретики: комфортно работают с концепциями и теориями. Не любят бросаться с головой в омут, если нет ясной цели или причины;
- отражатели: любят все продумать тщательно и без спешки. Чувствуют дискомфорт в ситуациях, когда приходится переключаться от одного к другому;
- прагматики: этим людям необходима взаимосвязь между теорией и практикой. Они учатся лучше всего, когда есть возможность проверить все на деле.
Каждый из нас практикует свой стиль обучения, то есть имеет в этой области свои предпочтения и особенности. Поэтому стимулирующие мероприятия и предложения будут наиболее эффективны в том случае, если их разработчики учитывают индивидуальность сотрудников.
11 Обеспечьте обратную связь. Обратная связь — один из наиболее важных элементов процесса мотивации. Не держите свой персонал в неведении о вашем мнении относительно их карьерного роста, продвижения и достижений. Однако свои комментарии выдавайте осторожно, принимая во внимание последующие шаги или будущие задачи.Вот что вы должны сделать, чтобы мотивировать своих сотрудников в пору перемен:
- признайте, что у вас нет ответов на все поставленные вопросы;
- постарайтесь выяснить, что заставляет других людей действовать и демонстрировать подлинную заинтересованность;
- направляйте и поощряйте своих сотрудников, не принуждая их;
- сообщайте подчиненным, что вы думаете.
А вот этого делать не следует:
- не занимайтесь размышлениями о том, что движет другими людьми;
- не судите других по себе;
- не заставляйте людей делать то, что, по вашему мнению, будет для них благом;
- не забывайте о необходимости вдохновения в работе;
- не делегируйте работу — делегируйте ответственность!
Информация к размышлению
- Люди гораздо лучше чувствуют себя во время бури, если знают, кто ведет корабль.
- Сотрудникам нужен директор, а не директивы.
- Ваше моральное состояние передается другим вне зависимости от того, нравится вам это или нет.
- Верьте, что ваш коллектив сработает на 25% лучше, чем вы ожидаете.
Daniel Goleman. Motivating Your Staff in a Time of Change. Darwin, October 2002