Мобильность раскрепощает. Она позволяет выполнять работу не там, где стоит компьютер, а там, где это удобнее делать: в «родном» офисе, в цехе или на складе, у заказчика, в самолете, в гостиничном номере, дома, наконец.
Мобильность раскрепощает. Она позволяет выполнять работу не там, где стоит компьютер, а там, где это удобнее делать: в «родном» офисе, в цехе или на складе, у заказчика, в самолете, в гостиничном номере, дома, наконец.
Мобильные компьютеры, а точнее ноутбуки, уже давно стали атрибутом современных менеджеров. Однако само по себе обладание ноутбуком перестало быть конкурентным преимуществом. Ноутбук не сделает блестящую презентацию, не проведет удачные переговоры, не оформит выгодный контракт. Все это может сделать только его владелец. То, в чем ноутбук действительно может помочь, — это быстро связаться с офисом, передать или принять заказ, забронировать товар на складе, узнать, в какой стадии находится выполнение заказа. Здесь скорость подготовки контрактов и передачи их на исполнение может сыграть существенную роль и оказаться важным конкурентным преимуществом.
Но ноутбуки дороги. Использовать их разумно тогда, когда средняя цена транзакции (и зарплата его пользователя) соизмерима со стоимостью ноутбука. В тех случаях, когда цена транзакции значительно ниже затрат на покупку и техобслуживание устройства, гораздо разумнее применять карманные ПК. Если не требуется вводить тексты, пересчитывать большие таблицы или готовить презентации, то они могут оказаться гораздо эффективнее ноутбуков по соотношению функциональности и цены. К тому же карманные ПК гораздо компактнее и легче.
И если ноутбуки остаются подручным инструментом менеджеров, то PDA могут стать инструментом рядовых сотрудников: коммерческих и страховых агентов, официантов, продавцов, экспедиторов, кладовщиков, учетчиков, врачей и медсестер, представителей многих других профессий. Уже немало российских предприятий используют мобильные устройства в своей деятельности. Почти все крайне неохотно рассказывают о том, как они это делают. Причина проста: подобные решения дают им конкурентное преимущество: предоставляя своим сотрудникам подручное средство для работы с информацией, эти предприятия делают деньги быстрее своих «соседей» по бизнесу и с более высоким качеством. Скорость и качество — это серьезно.
Помимо отраслевых применений мобильных компьютеров появляется немало «горизонтальных» решений. Более того, мобильные технологии становятся основой для «обычных» офисных информационных систем. Очень важный вопрос — интеграция мобильных технологий и мобильных сотрудников в инфраструктуру бизнеса предприятия и ИТ-инфраструктуру. Переход на новые технологии, вероятнее всего, потребует изменения в организации труда сотрудников. Кроме того, наверняка придется обеспечить возможность удаленного доступа к информационной системе предприятия. Делать ли это с использованием дальней беспроводной связи или предпочесть обмен данными по проводам — вопрос, требующий отдельного обсуждения.
Исключительно важен вопрос обеспечения безопасности. Существует масса способов заполучить информацию, хранимую или передаваемую на мобильные компьютеры. Защита этой информации требует выработки как организационных, так и технических решений, в том числе и тех, что обеспечиваются посредством ИТ-инфраструктуры.
Как бы там ни было, зарубежный опыт свидетельствует о том, что при разумной организации основных процессов мобильные технологии могут значительно улучшить многие бизнес-процессы предприятий. Вероятнее всего, в ближайшее время перечень этих бизнес-процессов существенно расширится.