Руководство компании, заинтересованное в эффективной ИТ-службе, должно решать задачу в комплексе и заботиться о формировании ее кадрового состава в целом.
Представление о ныне модной и престижной должности «директор (руководитель) информационной службы» пока еще не очень четко сложилось в нашем сознании. Энтузиазм тех, кому это словосочетание нравится, и скептические улыбки их оппонентов в основном имеют эмоциональный характер и не способствуют прояснению формирующегося образа. Рынок образовательных услуг также делает в этом направлении лишь первые шаги.
Приступая к рассказу о том, где и как можно получить необходимую подготовку, хочется поделиться некоторыми соображениями.
- Положение сотрудника в организации определяется в основном его опытом, образованием и личными качествами, а потому постановка вопроса об обучении профессии руководителя выглядит несколько странно. Как правило, кандидат на руководящий пост должен иметь опыт работы в этом или аналогичном подразделении, чтобы получить исчерпывающее представление о его задачах, возможностях и профессиональных навыках, необходимых сотрудникам. В редких случаях особо талантливые "варяги" демонстрируют успешность на руководящем посту. Это следует иметь в виду всем, кто заинтересован в своем карьерном росте.
- Добросовестные предложения на рынке образовательных услуг, анонсирующие подготовку ДИС, неминуемо подразумевают переподготовку или дополнительное образование для сложившихся руководителей и не должны носить массовый характер. Таким образом они не могут составлять (и не составляют в действительности) существенной доли от общего числа предложений образования в области информационного менеджмента.
- Руководитель подразделения, ДИС в частности, сам по себе без команды грамотных единомышленников не сможет оказать существенную поддержку бизнесу своей компании. Руководство компании, заинтересованное в эффективной ИТ-службе, должно решать задачу в комплексе и заботиться о формировании ее кадрового состава в целом.
Из сказанного следует, что подготовку директоров информационных служб можно рассматривать как многоэтапную процедуру, включающую обучение рядовых специалистов в области ИТ («технарей», аналитиков и т. д.), управленцев среднего звена (руководителей проектов) и, наконец, топ-менеджеров.
Предмет данной статьи — своего рода экскурсия по сегменту рынка образовательных услуг, связанного с предложениями такого рода.
Структура и основные тенденции рынка ИТ-образования
ИТ — очень нагруженное понятие, и попытка охватить взглядом весь «спектр» предложений чему-либо научиться невольно вызывает головокружение. Тем не менее определенные тенденции и вехи выделить удается. Рынок постепенно расстается с предложениями о ликвидации компьютерной безграмотности: новые школьные программы сводят на нет востребованность соответствующих курсов, по крайней мере, в столице. Это свидетельствует о выходе общественных потребностей на качественно новый уровень. Тем не менее в ряде мест подобные предложения сохраняются (например, отделение дополнительного образования МГУ — «Курсы для начинающих» и т. д.). В остальном ситуацию на рынке, по мнению автора, определяют два явления:
- попытки высшего образования выйти из состояния глубокого обморока, выражающиеся в освоении новых популярных предметных областей (чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать предложения по специальности "Менеджмент");
- стремление производителей через российских партнеров познакомить потенциальных пользователей со своими решениями, предназначенными для поддержки управленческой деятельности.
Обе тенденции переплетаются, образуя довольно сложную картину, поэтому предлагаемое описание является лишь грубой моделью.
Екатерина Лавренова, руководитель по направлению бизнес-образования «АйТи»: «...отношение к ИТ становится более прагматичным, на первый план выходит задача получения отдачи от инвестиций в ИТ.» |
Структурировать данный сектор рынка удобно исходя из продолжительности предлагаемого образования, количество часов во многом определяет его специфику и содержание. Более того, такой подход вполне соответствует официально принятым в России стандартам: скажем, продолжительность менее ста часов позволяет выдать свидетельство о краткосрочной переподготовке, а программы, рассчитанные на 500 и более часов, дают возможность говорить о дополнительном образовании с правом ведения новой хозяйственной деятельности.
Отметим также, что данный обзор связан только с московским образовательным рынком. В регионах тоже существует много интересных предложений, но о них мы предполагаем рассказать в дальнейшем.
Краткосрочные образовательные проекты
В этой весовой категории выступает достаточно много образовательных учреждений. Прежде всего, стоит обратить внимание на Академию АйТи, которую можно считать лидером в данном виде программ. В предложениях академии доминируют чисто технические краткосрочные курсы продолжительностью не более 72 часов, посвященные решениям таких китов ИТ-рынка, как Oracle, Novell, Sun Microsystems, Microsoft и т. д. Тем не менее значительное внимание уделяется и управленческому аспекту. В рассматриваемом формате потребителям предлагается образование, необходимое для управления проектами, а именно — техника составления расписаний, стоимостный анализ, управление рисками и т. д. Стоимость одного часа — чуть более 20 долл. Курсы связаны между собой, в частности базовым является курс «Основы управления проектами», дающий общее представление об организации, процессах, методах и технологиях управления проектами. Необходимо отметить, что курсы авторизованы PMI (Project Management Institute). Кроме того, учитывая настроения учреждений высшего образования, Академия АйТи постоянно ищет возможности взаимовыгодного сотрудничества и в настоящее время готовит к выпуску не свойственный для нее по длительности продукт совместного творчества с МГУ продолжительностью порядка 250 часов. Руководитель по направлению бизнес-образования «АйТи» Екатерина Лавренова привела его рабочее название — «Экономика информационных систем». Причина повышенного интереса академии к этой предметной области, по ее словам, состоит в том, что очевидна тенденция перехода от «чистой технологии» к «технологии для бизнеса» и, как следствие, отношение к ИТ становится более прагматичным, на первый план выходит задача получения отдачи от инвестиций в ИТ.
Олег Петров, директор по маркетингу и PR Школы IT-менеджмента АНХ при Правительстве РФ: «...Информация стала стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество!» |
Следует также отметить альянс экономического факультета МГУ и Columbus IT Partner. Специалисты компании Columbus по разработанной совместно с МГУ методологии читают два цикла лекций. Один из них ориентирован на студенческую аудиторию, другой предназначен для слушателей магистратуры. В программу курсов входит изучение теоретических и практических вопросов использования Microsoft Navision XAL и Navision Axapta. Слушатели, защитившие курсовую работу и успешно сдавшие экзамен, приобретают дополнительную графу в дипломе МГУ. Следует отметить, что Columbus IT Partner не взимает со слушателей плату за обучение.
Образовательные проекты, связанные с дополнительным образованием
В этом сегменте на московском рынке образования хорошо зарекомендовали себя «Школа IT-менеджмента» Академии народного хозяйства и Учебный центр Института информационных систем управления Государственного университета управления.
Татьяна Кравченко, профессор, проректор ВШЭ, заведующий кафедрой «Бизнес-Аналитика»: «ИТ обеспечивают качественно новый уровень системного анализа и оценки процессов, происходящих внутри компании и за ее пределами» |
Как пояснил руководитель учебной программы, директор ИИСУ Владимир Годин, в основе предложения Учебного центра ИИСУ ГУУ лежит специализация в области ИТ — MBI (Master of Business Information) — существующей в этом учебном заведении программы MBA (Master of Business Administration). Актуальность такого шага Годин объясняет, во-первых, тем, что наблюдается расширение функций директоров информационных служб, особенно в области развития бизнеса и формирования деловой стратегии, а во-вторых, тем, что для менеджеров общего плана требуется формирование знаний и навыков работы с информационными технологиями. Это, по словам Година, вызвало рост зависимости бизнеса от ИТ. Занятия по программе ведутся с октября 2001 года. В ее реализации принимают участие сотрудники Высшей школы экономики, Академии АйТи, Oracle, JD Edwards, ИНЭКа, «Паруса» и др. Слушатели программы изучают порядка 30 курсов, объединенных в блоки, — научные основы бизнеса, основные функции управления и их информационное обеспечение, информационные технологии в системах внутрифирменного управления, курсы специализации. Срок обучения — два года (1200 часов), первый год дает базовое бизнес- и управленческое образование, второй предполагает специализацию и обучение в рамках курсов по выбору. Стоимость образования сопоставима с расценками АНХ — 6500 долл.
Проекты, связанные с получением традиционного высшего образования
В этом учебном году на российский рынок образовательных услуг вышел новый факультет Высшей школы экономики — «Бизнес-информатика», предлагающий традиционное высшее образование в области информационного менеджмента. Декан факультета Татьяна Кравченко подчеркнула, что в настоящее время ИТ обеспечивают качественно новый уровень системного анализа и оценки процессов, происходящих внутри компании и за ее пределами, помогают в управлении ресурсами компании, позволяют быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и оперативно находить новые рынки, партнеров и клиентов, выводить на рынок новые продукты, увеличивать доходность бизнеса. В связи с этим, отсутствие необходимых навыков в этой области не позволяет молодым специалистам найти достойное место в современном бизнесе. Целью создания нового факультета является подготовка высококвалифицированных специалистов, получающих комплексные знания в области экономики, менеджмента и права, владеющих теоретическими основами и практическими навыками аналитической поддержки решений, концептуального проектирования корпоративных информационных систем, управления проектами внедрения ИТ.
На факультете представлено три специализации.
- "Информационная бизнес-аналитика": изучение методов реинжиниринга, структурного и объектно-ориентированного анализа, технологий моделирования стратегий, организационных структур и бизнес-процессов предприятий, а также интеллектуальных методов анализа баз данных, использования экспертных систем, ориентированных на аналитическую поддержку принятия решений.
- "Архитектура корпоративных информационных систем": предполагает изучение методов концептуального проектирования ИС предприятий - определения политики деловых организаций в области ИС и ИТ, создания информационных моделей бизнес-процессов, определения состава и функции информационных систем, выбора ИТ, реализующих функции ИС, интеграции отдельных информационных технологий в корпоративную информационную систему.
- "Управление проектами внедрения корпоративных информационных систем": подготовка специалистов, занимающихся разработкой и реализацией ИТ-проектов, а также планированием и организацией работ по внедрению и поддержке функционирования корпоративной информационной системы.
Образование в Высшей школе экономики бесплатное, те же, кто не прошел по конкурсу, но желает стать ее слушателем, должен заплатить достаточно большую сумму.
Дополнительное образование для ДИС
С деятельностью Академии АйТи, руководимой Игорем Морозовым, связана программа подготовки ДИС в Академии народного хозяйства — единственное в своем роде предложение на московском рынке. Эта программа — плод совместного творчества уже упоминавшегося Абела Аганбегяна и президента компании «АйТи» Тагира Яппарова. Официальное название программы «Мастер информационного менеджмента», ее образуют две специализации — CIO (Chief Information Officer) и MIS (Management Information Systems). Продолжительность обучения в рамках любой из них — один год (590 часов), в течение которого поступившие на курс изучают ряд базовых дисциплин: «Стратегия и операции фирмы», «Управление проектами и инвестициями» и т. д. На выходе слушатели получают дипломы, признаваемые Министерством образования РФ, с правом ведения нового вида профессиональной деятельности. Проект стартовал в феврале 2002 года; школа ожидает новый набор. Отличительной особенностью этого образовательного проекта является то, что проводится конкурс претендентов — при оплате обучения в размере 7200 долл. (!). В духе традиций Школы IT-менеджмента АНХ претенденты должны не только иметь опыт руководящей работы по данной специальности, но и убедительно обосновать необходимость повышения квалификации. После этого они проходят вступительное собеседование и по решению приемной комиссии приступают к занятиям. Смысл этих мероприятий, вероятно, состоит в дальнейшей персонификации обучения, когда всех слушателей подтягивают до определенного требуемого образованием уровня. Поскольку величина группы невелика — не более 20 человек, такой подход вполне реализуем.
Несколько слов в заключение
Внимательный читатель мог заметить, что большинство, если не все, образовательные проекты в области ИТ-менеджмента очень молоды. Это говорит о том, что рынок образовательных услуг только развивается, конкуренция еще не очень велика и позволяет держать высокие цены. С точки зрения автора, инициатива ВШЭ коренным образом меняет ситуацию на рынке. Это пока, действительно, очень дорогое образование, но успех проекта говорит о том, что спрос есть и целевая аудитория смещается в область вчерашних школьников. Вероятно, со временем другие, менее «раскрученные» учебные заведения подхватят эту идею, и потребность в специалистах данного профиля будет удовлетворена за счет многочисленных выпускников вузов. По мере роста конкуренции и насыщения рынка специалистами стоимость образования будет естественным образом снижаться.
Владимир Годин, профессор, директор Института информационных систем управления Государственного университета управления, один из создателей и научный руководитель программы MBA/MBI Учебного центра ИИСУ |
Обращаясь к тем, кто связывает свою карьеру с управленческой деятельностью в области ИТ, хочется посоветовать:
- приступить к делу в как можно более раннем возрасте, тем самым легче будет пройти начальные стадии подготовки, получить наиболее фундаментальное образование и солидный опыт работы;
- трезво оценить свои личные качества, поскольку далеко не каждый хороший специалист в состоянии быть хорошим руководителем;
- следить за публикациями нашего журнала, посвященными проблемам ИТ-образования;
- чаще посещать сайты лидеров этого рынка;
- активно искать новые предложения в Internet; в частности, используя поиск в "Яндексе" в разделе "Образование" по ключевым словам "IT-менеджер", "информационные технологии", "директор информационной службы", "MBA/MBI", можно обнаружить достаточно много полезной информации.
Константин Львович Поляков, доцент кафедры «Математическая экономика» МГИЭМ. Ему можно написать по адресу: poliakov@miem.edu.ru