Новейшие технологии Web-служб подпадают под общий набор стандартов, упрощающих построение связей между разнородными системами и базами данных.
Большая часть опрошенных полагают, что распространение Web-служб поможет уменьшить или вообще устранить зависимость от обычных инструментальных средств EAI |
Какое воздействие Web-службы оказывают на технологии EAI? Участники проведенного в США опроса InfoWorld Application Integration Survey 2002 года сильно разошлись во мнениях. Более половины опрошенных специалистов считают, что с появлением Web-служб потребность в компонентах EAI заметно сократится, в то время как 36% говорят, что существенно ничего не изменится.
Web-службы помогают решить практически все основные вопросы интеграции, поэтому их распространение будет способствовать постепенному отказу от традиционно применяемых средств EAI. Однако, учитывая различие между двумя подходами, клиентам следует проявлять осторожность, когда речь заходит об окончательном отказе от традиционных EAI.
Одно из наиболее существенных различий между двумя технологиями в том, что преобразование приложений в Web-службы является сильнодействующим лекарством, оказывающим длительный эффект и помогающим решать проблемы совместимости платформ. Традиционные средства EAI просто обеспечивают мосты между приложениями: на какое-то время выход оказывается найденным, но вопросы интеграции систем в будущем по-прежнему остаются открытыми. Внедрение Web-служб требует более существенных начальных инвестиций, зато в дальнейшем удается обеспечить интеграцию с меньшими усилиями и без таких серьезных денежных затрат, как при использовании традиционных EAI.
Очевидно, различия в стоимости интеграционных проектов и в усилиях, затрачиваемых на их реализацию, становятся еще более заметными по мере увеличения числа взаимосвязанных приложений. Web-службы лучше применять в проектах интеграции, предусматривающих объединение множества приложений, тогда как традиционные решения хороши для менее масштабных систем. Возьмем базу данных. Это критически важный ресурс для большинства компаний, который совместно используется практически всеми подразделениями компании и даже ее внешними партнерами (в частности, OEM-производителями и теми, кто создает новые решения на основе продуктов вашего предприятия). БД — прекрасный кандидат на роль Web-службы, тогда как традиционный подход обеспечивает большую эффективность для приложений расчета зарплаты, которые обычно предъявляют менее жесткие требования к интеграции.
На вопрос о том, почему пользователи отдают предпочтение Web-службам, 25% опрошенных (которые в данном случае составляли большинство) указали, что самым вероятным кандидатом на реализацию многочисленных интеграционных проектов являются системы CRM. А 51% полагают, что Web-службы помогут удешевить такие проекты.
Из результатов опроса можно сделать вывод о том, что главной положительной чертой Web-служб для корпоративных клиентов является получение долгосрочной, не имеющей аналогов в истории свободы от проблем с совместимостью. И действительно, 67% опрошенных занимаются изучением Web-служб, потому что эта технология может дать полное или частичное решение стоящих перед предприятиями задач интеграции. В то же время для 22% необходимость интеграции не вызывает интереса к Web-службам. Для них главное преимущество — в упрощении ведения электронного бизнеса.
Но, даже не рассматривая Web-службы в качестве универсального средства интеграции, 56% участников опроса полагают, что эти средства сделают реализацию интеграционных проектов более приятной, а следовательно, увеличат число успешных проектов в области EAI. Пользователи ожидают, что поддержка технологии Web-служб со стороны производителей упростит интеграцию монолитных пакетов с ПО независимых компаний.
Большая часть опрошенных полагают, что распространение Web-служб поможет уменьшить или вообще устранить зависимость от обычных инструментальных средств EAI. Но, возможно, этим надеждам и не суждено сбыться, по крайней мере в ближайшем будущем.
Поставщики традиционных средств EAI не утратили своих позиций на предприятиях. Около 57% опрошенных говорят, что в настоящее время они используют один или несколько программных продуктов промежуточного слоя, созданных крупными производителями, в том числе BEA Systems, IBM, Microsoft, Oracle, Sun Microsystems и webMethods, 47% объявили о намерении приобрести компоненты ПО промежуточного слоя в этом году.
Аналогичная тенденция наблюдается при покупке пакетов EAI: 52% участников опроса уже установили у себя по крайней мере один или несколько продуктов, причем 42% из них отдают предпочтение продуктам крупных производителей (в частности, Attachmate, Data Junction, Hummingbird, IBM Neon, NetManage и WRQ). В то же время 45% респондентов не используют никаких средств EAI. Около 34% предполагают, что в течение ближайшего года у них появится один или несколько подобных пакетов.
Судя по всему, многие лидеры в области использования ИТ рассматривают Web-службы в качестве долгосрочной платформы для стандартизации своих приложений. В ближайшем будущем они продолжат использовать традиционные инструментальные средства EAI (а может быть, и приобретут что-то новое). Даже компании, отдающие предпочтение Web-службам, по-прежнему внедряют системы EAI, чтобы решить какие-то специфические проблемы, например обеспечить интеграцию унаследованных серверных пакетов. Со временем традиционные средства EAI, скорее всего, будут применяться в границах одной компании или каких-то ее подразделений в виде отдельных информационных островков. Тем не менее потребность в традиционных средствах EAI не исчезнет до тех пор, пока производители ПО готовы предлагать унаследованные, не имеющие отношения к Web-службам пакеты.
Mario Apicella. Web services and EAI: In perfect harmony? Channel X, Sept. 26, 2002