Электронную почту можно воспринимать как коммунальную услугу - «водопровод» современного информационного общества. Что лучше: содержать свою команду «водопроводчиков» или довериться специализированной службе?
Электронную почту можно воспринимать как коммунальную услугу - «водопровод» современного информационного общества. Что лучше: содержать свою команду «водопроводчиков» или довериться специализированной службе? Что нужно учитывать, чтобы принять правильное решение?
Аренда приложений у провайдера (ASP - application service providing) с доступом пользователей к нему через Internet посредством браузера приобретает популярность. В период бума Internet предполагалось, что у технологии ASP блестящее будущее, ведь ее преимущества очевидны.
Но реальность оказалась более суровой, и распространение ASP происходило значительно медленнее, чем ожидалось. Сложилось мнение, что индустрия аренды приложений переживает кризис. Осенью прошлого года в связи с запуском Data Fort (первый крупный российский проект в области аренды приложений) в отечественных компьютерных изданиях появились обзоры состояния рынка ASP в мире и его перспектив в России. В них отмечалось, что ситуацию в этой области нельзя назвать кризисной, и появляется новая волна интереса к ней. О ее наступлении говорят и статьи, опубликованные нынешней весной в ряде американских и российских деловых и компьютерных изданий (см., например, «Проект Data Fort получил логическое развитие» // Computerworld Россия, 2002, № 23 и «Рынок, которого нет» // Эксперт, 2002, № 24).
«За» и «против»
Остановимся на системах электронной почты организаций (часто такие системы называют корпоративными системами электронной почты). Если практически все популярные публичные почтовые системы типа www.mail.ru или www.hotmail.com используются фактически в режиме ASP (часто арендная плата равна нулю), то преимущества аренды систем электронной почты для организаций не так очевидны.
Майкл Остерман, обозреватель журнала Network World, выделяет ряд факторов, воспрепятствовавших быстрому развитию аренды почтовых систем. Среди них:
- убеждение, что внешние размещенные у провайдера системы дороже, чем внутренние (что, по его мнению, не так);
- тревога о соблюдении конфиденциальности сообщений, находящихся в чужих руках;
- сомнения в экономической надежности провайдеров;
- а также тот факт, что некоторые менеджеры рассматривают передачу почтовых систем провайдерам как угрозу своему существованию.
Остерман полагает, что в 2002 году провайдеры электронной почты начнут уделять больше внимания небольшим организациям. Вместо того чтобы стремиться заполучить клиента с 10 тыс. и более почтовых ящиков, некоторые из них сфокусируют свое внимание на организациях со 100-1000 почтовых ящиков. Это связано с тем, что у таких организаций, по сравнению с крупными, более высокие расходы на поддержание одного почтового ящика в случае использования внутренней почтовой системы и для них накладно нанимать ИТ-профессионала на полный рабочий день для обеспечения ее эксплуатации. К тому же они не предъявляют особо высоких требований к функциональности почтовых систем.
Такова ситуация в США, а что же в России? Рынок ASP в целом и почтовых систем в частности развивается в России с отставанием на несколько лет от развитых стран. Факторы, на которые указал Остерман, работают и в России, но несколько иначе.
В силу высокого уровня недоверия хозяйствующих субъектов друг к другу отношение отечественных организаций к размещению у провайдера важной, конфиденциальной информации еще более сдержанное, чем в США. Основное опасение - доступ посторонних к важным данным - выражается обычно следующим образом: «Наши данные - на наших серверах: так, знаете ли, как-то спокойнее...» Это очень серьезный, вероятно, главный фактор, препятствующий широкому применению ASP в России.
Стоит отметить, что многие западные провайдеры услуг доступа к электронной почте, сталкиваясь с подобным отношением, в качестве одной из мер повышения доверия к себе предлагают использование шифрования данных при их хранении. Современные «сильные» криптоалгоритмы гарантируют очень высокий уровень защиты данных в случае, если кто-то посторонний (например, злоумышленник из персонала провайдера) получит к ним доступ. Но в настоящее время, похоже, ни один из российских провайдеров не предлагает хостинга, защищенного с применением шифрования. В такой ситуации при аренде почтовой системы оптимальным вариантом будет выбор системы с технологией «сквозного» (end-to-end) шифрования, которая обеспечивает передачу и хранение сообщений только в зашифрованном виде. Реализация этой технологии, как правило, требует дополнительных программных продуктов по отношению к программному обеспечению почтовой системы. Их необходимо устанавливать на ПК пользователей, проводить обучение работе с ними, вести инфраструктуру PKI (Public Key Information - инфраструктура с открытыми ключами). Но в последние годы разработано несколько почтовых систем со встроенными средствами шифрования, применение которых «прозрачно» для пользователей. (По данным автора, в России продвигается только одна почтовая система этого класса - S-Mail.com компании NR Lab.) Использование подобных почтовых систем со средствами сквозного шифрования снимает основное возражение против применения ASP.
Шифрование на основе «сильных» криптоалгоритмов важно и само по себе как средство наиболее надежной защиты данных и переписки. Тем не менее в России, похоже, ему уделяют в принципе мало внимания по сравнению с другими странами. За рубежом около четверти всех фирм применяет системы шифрования. По данным Cnews.ru, лидируют в списке данных, защищаемых таким образом, финансовая информация (55%), переписка руководства и данные по персоналу (42%). В России же доля фирм, использующих шифрование, в лучшем случае меньше только на один порядок. Некоторые отечественные провайдеры объясняют отсутствие шифрования в своих почтовых службах именно отсутствием спроса. Но даже если провайдеры и предлагают защиту данных, то чаще всего подразумевается применение протокола SSL, который защищает только процесс передачи данных. Хранение же данных, в данном случае писем электронной почты, на промежуточных серверах и в почтовых ящиках происходит в открытом, незащищенном виде.
К обеспечению безопасности электронной почты относится также защита от вирусов, спама, атак хакеров и т. д. Для ее успешной реализации в этих случаях нужно своевременно отслеживать все происходящие изменения и быстро реагировать. Лучше всего с этой задачей справляются специально выделенные профессионалы, иметь которых могут позволить себе только либо крупные организации, либо провайдеры.
Еще один немаловажный фактор, препятствующий распространению аренды приложений у провайдера, - сопротивление специалистов и менеджеров, которые могут потерять влияние и должны искать себе новое место в организации в случае обращения организации к этой технологии.
Немного расчетов
Коснемся стоимости внешней и внутренней почтовых систем. Очевидно, что в каждом конкретном случае надо проводить расчеты. Но даже без них можно прийти к выводу, что для небольших организаций аренда почтовой системы предпочтительнее использования внутренней. Достаточно оценить расходы на ее поддержание и сравнить их с расценками основных российских провайдеров, предлагающих почтовые службы. Если не нанимать специальный ИТ-персонал и не приобретать дополнительное оборудование, то эксплуатация внутренней системы становится одной из многих обязанностей ИТ-подразделения. А это неизбежно сказывается на качестве оказываемых услуг, надежности и безостановочности работы почты, что в конечном счете может нанести значительный урон бизнесу организации. Крупным же организациям с сильными ИТ-подразделениями и развитой вычислительной инфраструктурой для определения, «иметь или не иметь» собственную систему электронной почты, необходимо провести подробные расчеты и учесть все факторы.
Пример такого расчета приведен в исследовании E-Mail: At What Cost? о стоимости внутренней почтовой системы, проведеннoм в начале этого года компанией META Group, в рамках которого опросили ряд организаций. На основе полученных данных был дан расчет стоимости владения почтовой системой для гипотетической территориально-распределенной организации с 10 тыс. сотрудников-пользователей. На рис. 1 представлена схема этой почтовой системы. Почтовые серверы обслуживают 7000 сотрудников в штаб-квартире и 10 малых офисов (в каждом из них по 50 человек) через шлюзы глобальных сетей. Кроме того, в пяти средних офисах (по 100 сотрудников), в двух больших (по 500 сотрудников) и в офисе с 1000 сотрудников используются еще по одному почтовому серверу.
Рис. 1. Схема почтовой системы компании из исследования META Group |
По результатам этого исследования стоимость почтовой системы в расчете на одного пользователя в месяц составила 11 долл. (без учета службы поддержки, а с учетом этой службы - 15 долл.; распределение затрат на эту почтовую систему см. на рис. 2). Можно предположить, что стоимость внутренней почтовой системы для российской организации несколько ниже в основном из-за разницы в оплате труда специалистов.
Рис. 2. Распределение затрат на внутреннюю почтовую систему |
Наверное, из всех менеджеров только директора ИТ-подразделений, несущие перед руководством персональную ответственность за их деятельность, могут объективно оценить преимущества и недостатки ASP для своих предприятий.
Алексей Резниченко - аналитик компании «Андэк». Ему можно написать по электронной почте arezn@s-mail.com