Если у компании проблемы, то управление ею требует использования особых приемов

Обороты упали. Прибыли сокращаются. Урезаются расходы. Ползут слухи о сокращении штата. У вашей компании проблемы. Вы беспокоитесь о вашей собственной работе. Как вам остаться эффективным лидером в таких условиях?

Во-первых, осознайте, что вы не одни. Множество компаний и их лидеров учатся работать в этих стрессовых ситуациях. Будьте уверены в себе, решая проблемы. Во-вторых, никогда еще спокойные воды не сделали кого-либо хорошим моряком, поскольку лучшее испытание характера настоящего лидера — это трудные времена. Относитесь к этой ситуации, которая будет существовать некоторое время, как к шансу расширить ваши возможности лидера. Вот несколько принципов, которые могут оказаться полезными.

Не смешивайте личное с общественным

Сейчас более, чем когда-либо, необходимо провести четкую границу между проблемами бизнес-лидера и вашими личными проблемами. Это поможет вам отделить себя и ваши личные беспокойства от вашей роли. Безусловно, определенные события и обстоятельства будут вас огорчать. Чтобы справляться с этим, придерживайтесь во всем дисциплины — публичная демонстрация вашей неуверенности распространит беспокойство по всей организации. Ваша роль лидера заключается в обеспечении продуктивной, как можно менее «стрессовой» обстановки даже в самые сложные времена.

Будьте на виду

В подобных условиях трудно сохранять конфиденциальность. Кругом будут ползти ненужные сплетни. Каждое действие, слово или взгляд подвергнутся анализу. Иногда толкования будут принимать затейливый вид. Поэтому жизненно важно, чтобы в это время вы были на виду у всей организации. Демонстрируйте спокойствие и часто говорите с другими. Ходите по отделам, общайтесь с людьми на их рабочих местах, обедайте в корпоративной столовой. Подумайте об организации «горячей линии» для ответов на часто задаваемые вопросы.

Придерживайтесь фактов

Будьте откровенны с вашими сотрудниками. Не пытайтесь скрыть положение, говорите о проблемах прямо. Поделитесь своими планами по улучшению ситуации. Работникам нужна информация, которая позволит им оценить возможные последствия для их судьбы. Без реальных фактов люди будут рисовать картины, которые представляют ситуацию в более мрачных тонах, чем это есть на самом деле. В этом случае влияние на производительность может быть ужасающим.

Знайте, кого уволить

Сокращение, оптимизация, приведение в соответствие, реструктуризация — масса слов используется, чтобы облегчить восприятие сокращения штатов. В этот период кажется почти неотвратимым исполнение плана по сокращению численности работников вашей организации. Это может оказаться одним из наиболее трудных шагов, которые вам придется предпринять. От того, как вы его реализуете, зависят не только те, кто должен покинуть вашу компанию, но и те, кто останется. Из своего опыта я вынесла несколько уроков, которые могут быть вам полезны.

  • Правильно выбирайте время. Избегайте объявлений об увольнениях по пятницам и перед праздниками. В компании, на которую я работала, потратили месяцы на анализ и проработку деталей организационных процедур сокращений, а потом объявили о них работникам непосредственно перед декабрьскими праздниками. Это оказалось плохим ходом. Сами по себе сокращения были весьма катастрофичны, но ущерб от снижения лояльности и продуктивности работников, который возник в результате этих действий, оказался еще разрушительнее.
  • Способности должны стать основным критерием. Оставьте в компании как можно больше людей, владеющих различными, важными для вашей деятельности навыками. Когда в организации становится меньше работников, каждый должен рассчитывать на свои силы, а потом уже на помощь других. Защищая своих друзей, вы не поможете выполнению работы.
  • Будьте гибким. Постарайтесь учитывать потребности людей. Когда я столкнулась с необходимостью закрыть дело, мне понадобились некоторые ключевые работники, которые могли продолжать дело еще некоторое время для окончания незавершенных контрактов. Мы смогли договориться о специальных условиях для каждого, кто высказал свои потребности. Они все остались до конца, и мы расстались друзьями.

Воздайте должное уцелевшим

В бизнесе по нефтедобыче была поговорка: «Когда дело идет хорошо, все смотрят в даль; когда все катится вниз, все смотрят себе под ноги». Это хорошее описание настроения сотрудников компании, для которой наступили тяжелые времена. Настойчиво работайте, чтобы укрепить моральный дух коллектива. Те, кто останется, будут чувствовать себя так, словно они борются за выживание — ведь они будут перегружены работой, поскольку им придется выполнять функции ушедших коллег.

Постоянно общайтесь. Гораздо больше времени проводите вместе с вашими работниками. Выслушивайте их и отвечайте на их идеи. Платите им как можно больше. Найдите нематериальные способы вознаграждения, чтобы выразить свою признательность за их усилия.

Помогите им приготовиться к будущему. Предлагая новые возможности, которые появятся, когда вернется время процветания, вы сможете поддерживать оптимизм, необходимый им для адаптации к новым условиям.

Сосредоточьтесь на важнейшем

Сплотите организацию вокруг некоторых реальных бизнес-целей. Постарайтесь сконцентрировать ваших работников на решении конкретных задач вашей организации. Как можно лучше работайте — это ваша компания. Выживание всецело зависит от ваших усилий. Будьте изобретательны, чтобы сделать больше работы малыми средствами. Изменения бизнес-процессов и использование технологий чрезвычайно важны в это время, поэтому у вас есть реальный шанс оказать решающее воздействие на события.

Не забывайте о себе

Вам будет весьма нелегко демонстрировать спокойствие и оптимизм. Позаботьтесь о себе физически и психологически. Найдите способ повеселиться — на работе или вне ее. В кризисный период работа изнурительна. Вы рискуете. Посмотрите на свое положение через призму сценария — остаюсь/ухожу. Если вы остаетесь, то используйте это время для подготовки к будущему. Развивайте новые навыки, пробуйте новые технологии, стройте новые взаимоотношения.

И наконец: перемены, даже негативные, приносят новый опыт и возможности. Талант и ограниченность ресурсов открывают дорогу новым ролям, новым обязанностям и дают возможность показать свои способности. Максимально используйте этот шанс! e

До 1999 года Патрисия Валлингтон была вице-президентом и ДИС компании Xerox. В настоящее время она является президентом Ассоциации ДИС в Сарасоте (шт. Флорида).


Избегайте непоправимых ошибок

Не стоит делать некоторых вещей, даже если события развиваются совсем плохо.

  • Не паникуйте! Если вы впали в панику, постарайтесь не показывать этого.
  • Сохраняйте хладнокровие. Не принимайте решений, основанных на эмоциях, а не на фактах и логике.
  • Скажите об этом первыми. Не позволяйте вашим работникам узнавать новости из внешних источников.
  • Не отчаивайтесь. Иногда жизнь оказывается гораздо сложнее, чем нам хотелось бы. Чувство горечи делает ее только тяжелее.
  • Будьте толстокожими. Негодование будет направлено прямо на вас, поскольку вы лидер. Не принимайте это слишком близко к сердцу.
  • По вине ответственность? Вы не преступник. Не занимайтесь самобичеванием - это делу не поможет.
  • Оставьте стресс на работе. Попытайтесь не переносить все неприятности рабочего дня в семейную жизнь.