Прежде чем браться за реализацию проекта интеграции своих бизнес-процессов с бизнес-процессами партнеров, необходимо проанализировать уже имеющуюся...
Прежде чем браться за реализацию проекта интеграции своих бизнес-процессов с бизнес-процессами партнеров, необходимо проанализировать уже имеющуюся информационную инфраструктуру
Сложилось мнение, что интегрировать бизнес-процессы компании с бизнес-процессами ее партнеров означает купить какой-то инструментарий наудачу, подождать, пока купленное уже не будет жалко выбросить, и купить что-нибудь еще. Эти времена прошли, и теперь единственное, что нужно сделать, — убедиться в правильном выборе технологии.
Руководители, которые стремятся к установлению партнерских связей с другими компаниями, давно осознали, что начинать нужно с поддержки совместного использования данных или прикладных процессов (благодаря чему создается полная иллюзия того, что работа по-прежнему протекает в рамках своей собственной компании). Но решение этой задачи требует тщательной предварительной работы, что предполагает детальный анализ доступных технологических возможностей.
Традиционный способ состоит в простой автоматизации бизнес-транзакций, осуществляемых компанией с ее торговыми партнерами. Если разумно следовать этому подходу, можно быстро получить отдачу благодаря экономии времени и сокращения затрат. Недостатки такого подхода обусловлены сложностью внутрикорпоративных связей, из-за которых приходится сталкиваться с множеством технических и координационных трудностей. Иногда они воспринимаются как серьезные препятствия, если не вообще как доказательство абсолютной невозможности реализации решения. Применение методик моделирования данных, инструментальных средств преобразования и брокеров сообщений, как и решение вопросов безопасности, проблем не снимает, да и вложений требует не меньше. Вот почему раньше о реализации подобных проектов могли помышлять только в крупных компаниях.
Но технологии развиваются, складываются новые подходы, и все это делает интеграцию с партнерами по бизнесу общедоступной. Ситуация меняется настолько быстро, что сейчас по иронии судьбы главную проблему составляет как раз богатство выбора.
К примеру, в настоящее время очередной «панацеей» объявлены электронные торговые площадки, технология, которая, как ожидается, раз и навсегда объединит компании в рамках крупных вертикальных рынков. Хотя таких торговых площадок открыто уже немало, они быстро оказываются переполненными, часто на них устанавливаются завышенные цены. Более того, опасения, связанные с защитой данных и негласным слежением за поставщиками, бросают тень на репутацию электронных торговых площадок, что особенно настораживает компании, которые стремятся к интеграции лишь с ограниченным числом известных им партнеров.
Поэтому, прежде чем браться за реализацию проекта интеграции, сначала необходимо проанализировать уже имеющуюся в компании информационную инфраструктуру.
Старый надежный EDI
Один из наиболее распространенных способов интеграции компании со своими бизнес-партнерами по-прежнему состоит в развертывании инфраструктуры EDI (electronic data interchange — «электронный обмен данными»). Появившиеся в начале 70-х системы EDI были созданы для того, чтобы дать компаниям возможность передавать и получать данные с помощью стандартизованных форматов сообщений и словарей элементов.
Для некоторых ситуаций это действительно прекрасное решение, однако, EDI имеют очевидные ограничения. Во-первых, реализация таких систем обходится недешево, а во-вторых, этот процесс занимает очень длительное время. Таким образом, исторически сложилось так, что EDI оставались решением для крупных компаний.
Расходы не перестают расти после того, как система EDI установлена. Концепция EDI требует использования защищенной выделенной линии, так что поддержка связи повлечет дополнительные затраты. Чтобы сократить их, многие компании передают свои данные с помощью систем EDI лишь периодически. Но, конечно же, подобная практика не позволяет в полной мере воспользоваться преимуществами, которые дает этот инструментарий в случае поддержки интерактивного взаимодействия.
Говорить о кончине EDI пока рано. Несмотря на ограничения, а также на появление таких технологий, как XML, по-прежнему предпринимаются серьезные усилия, с тем чтобы повысить интероперабельность EDI.
Это может служить утешением для многих компаний, которые вложили значительные средства в технологии EDI. В противном случае, учитывая стремительно растущую популярность стандартов XML, многие сторонники EDI могли бы уже опрометчиво отказаться от своих инвестиций.
Контакты с внешним миром
Допустим, что некая компания намерена расширить свою сеть EDI, предложив новым фирмам присоединиться к кругу своих избранных партнеров по бизнесу. Предположим также, что у этих фирм нет своих систем EDI. Если бы новые партнеры захотели реализовать свои собственные системы EDI, им пришлось бы решиться на большие траты, что, скорее всего, поубавило у них энтузиазма. Но существует и другое решение, при условии что компания согласится взять на себя расходы по расширению собственной инфраструктуры EDI.
Один из способов значительно сократить расходы — перенести передачу данных из дорогостоящих частных сетей в Internet. Новые технологии, и в первую очередь виртуальные частные сети (VPN — virtual private network), позволяют организовать защищенные каналы доставки данных без непомерных затрат. VPN эффективны именно потому, что в качестве механизма передачи данных они используют Internet, а не выделенные арендованные линии.
Другие технологические достижения помогают компенсировать разрыв между EDI и новыми стандартами представления данных, такими как XML (в том числе гибрид XML/EDI), доступ к ориентированным на EDI системам на базе Web и адаптеры для преобразования сообщений EDI в теги XML. (Неплохие адаптеры можно приобрести у таких компаний, как XMLSolutions и PaperFree.)
Подобные технологии позволяют значительно сократить затраты по сравнению с переделкой системы в целом. Однако в итоге создается решение, которое интегрирует в себе недостатки EDI, лишая компанию многих преимуществ XML, таких как динамическое связывание, мощные возможности моделирования и иерархические характеристики. Вот почему компаниям, не обремененным инвестициями в EDI, имеет смысл сразу решиться на переход в мир XML.
Великий коммуникатор
Приходится верить беззастенчивой рекламе: язык XML действительно способен значительно улучшить взаимодействие разнородных систем.
Предлагая более дешевое и гибкое решение задачи интеграции, XML быстро превращается в тот ключ, который открывает двери к использованию технологии для организацции обмена документами и приложениями между бизнес-партнерами. Кроме того, благодаря дешевизне XML позволяет побороться за решение своих проблем и небольшим организациям, в то время как раньше эта возможность оставалась прерогативой исключительно крупных корпораций.
Действительно, пока нельзя говорить о существовании межотраслевых стандартов для XML, как это было и с EDI в дни его становления. Тем не менее, в отличие от EDI, XML можно внедрить достаточно быстро и относительно легко. Споры по поводу стандартизованных словарей и регистров, которые сейчас ведутся среди крупнейших игроков индустрии информационных технологий, не могут серьезно отразиться на функциональности XML при решении задач организации горизонтальных партнерских связей.
Более того, XML легко можно адаптировать к внутрикорпоративным условиям, удовлетворяя тем самым все самые насущные внутренние требования бизнеса.
Конечно, XML далеко не совершенен. И хотя он минимизирует процесс согласования деталей взаимодействия между партнерами, при выборе оболочки XML следует особое внимание уделять набору инструментальных средств для поддержки интеграции приложений и баз данных, не забывая при этом о вопросах защиты и управления. В пакетах таких компаний, как webMethods, предусмотрены хорошие возможности развертывания и мониторинга на стороне сервера, а также инструментальные средства визуальной разработки, способные поддерживать создание интерфейса между данными и приложениями.
Из всего сказанного следует вывод: с помощью XML можно значительно увеличить переносимость данных и эффективность доступа к приложениям. Кроме того, эта технология позволяет компании получить долговременные конкурентные преимущества за счет более гибких возможностей работы.
Защита сообщений
Учитывая все преимущества, которые предлагают при взаимодействии с партнерами по бизнесу современные технологии для обмена данными и приложениями, легко упустить из виду вопросы безопасности. Но партнерство не означает, что следует терять бдительность.
Организацию надежной защиты отнюдь не следует воспринимать как недоверие к своим партнерам. Здесь в первую очередь речь идет об обеспечении безопасности компании в том случае, если в защите кого-либо из ее партнеров обнаружился изъян, который позволит хакерам проникнуть и в систему самой компании.
Межсетевые экраны, ранее применявшиеся для защиты корпоративных ресурсов от вторжения извне, теперь должны быть открыты, пусть и не до конца, чтобы компания могла поддерживать связи со своими партнерами. Но использование XML или EDI не мешает защите транспортного механизма вне зависимости от того, используется HTTP, FTP или SSL.
Все партнеры по бизнесу должны определить согласованный уровень защиты и контроля доступа. Следует тщательно проанализировать принципы защиты на предмет их совместимости и соответствия стандартам. Изъян в защите партнеров может непосредственно затронуть как ее клиентов, так и саму компанию. Компания, которая невольно оказалась плацдармом для вторжения хакера в информационную систему своего партнера, может оказаться втянутой в весьма неприятные судебные разбирательства.
Для организации защищенных каналов передачи документов стоит использовать виртуальные частные сети. Полезно использовать также дополнительные механизмы (такие, как цифровые сертификаты), способные увеличить безопасность и поддерживать аутентификацию.
Все бизнес-партнеры должны потратить определенное время на разработку планов действий на случай нарушения защиты и гарантировать, что в подобных ситуациях все взаимодействующие с ними компании будут уведомлены. Более того, такие планы должны детально описывать меры по минимизации угроз защиты таким образом, чтобы по возможности это не сказывалось на доходах партнеров. К примеру, партнер, который опрометчиво разорвал связи, в то время как изъян в защите был ликвидирован, приносит неожиданные и потенциально весьма значительные убытки другим.
Взгляд в будущее
В не столь далеком будущем следует ожидать появления новых платформ, основанных на концепции интеграции служб («сервисов»). К такого рода проектам относятся универсальный регистр UDDI (Universal Description, Discovery and Integration) и архитектура e-speak корпорации Hewlett-Packard, которые предназначены для организации партнерских связей и для приобретения внешних услуг «на лету». Подобные технологии дают приложениям возможность требовать, находить и привлекать по мере необходимости другие службы для выполнения поставленной задачи. Они формируют модульную среду, которая позволяет компании более эффективно использовать уже имеющиеся ресурсы. И интероперабельность в этом случае вряд ли станет камнем преткновения, поскольку модульная архитектура ориентирована на поддержку широкого круга стандартов.
Конечно, появление все новых и новых технологий способно поставить в тупик кого угодно. Но следует иметь в виду, что, когда бы ни возникла новая технология, тут же создаются временные решения, позволяющие смягчить и упростить ее адаптацию.
Следует отметить, что партнерские связи в рамках электронной коммерции безусловно имеют смысл независимо от того, какие технологические и финансовые требования они выдвигают. Поэтому проанализируйте ситуацию в своей компании, определите план действий и реализуйте его.
Джеймс Борк — старший аналитик тестового центра еженедельника InfoWorld, занимающийся решениями электронного бизнеса. Ему можно писать по электронной почте на адрес james_borck@infoworld.com