Процесс развития любой компании,занимающейся разработкой программного обеспечения, неразрывно связан с совершенствованием внутренних технологий и процессов производства.
Андрей Абарыков (Andrey.Abarykov@adj.ru) — директор департамента управления качеством компании Adjust Media. Наталья Сапрыкина (Natalia.Saprykina@adj.ru) — руководитель консалтингового проекта компании Adjust Media. |
Процесс развития любой компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, неразрывно связан с совершенствованием внутренних технологий и процессов производства. По оценкам экспертов McKinsey, одним из существенных недостатков российских офшорных компаний является отсутствие у них сертификатов, подтверждающих их соответствие требованиям стандартов ISO 9000 и SEI SW-CMM (см. рис.1). Эксперты McKinsey делают вывод, что это «вопрос времени». Однако сегодня не самая подходящая пора для длительного эволюционного развития. Необходимо выживать в условиях жесточайшей конкуренции и в значительной степени за счет ликвидации упомянутых выше препятствий.
Очевидно, что современные условия бизнеса требуют соответствия внутренних процессов офшорных компаний признанным в отрасли моделям систем управления качеством и совершенствования внутренних процессов. К таким моделям относятся не только модели на основе стандартов ISO серии 9000, SEI SW-CMM, но и TickIT, CMMI, SPICE. Однако сегодня лишь в немногих российских компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения, системы качества и процессы соответствуют требованиям одной из вышеуказанных моделей и имеются документы, подтверждающие проведение независимых оценок авторизованными организациями. Для сравнения: среди индийских компаний (http://qaiindia.com/Resources_COList/res_listofco.htm) остались лишь единицы, чьи процессы не соответствовали бы требованиям моделям ISO серии 9000, а многие компании имеют третий и более высокий уровень зрелости процессов по модели SEI SW-CMM.
Международная конкуренция между компаниями, занятыми офшорным программированием, четко определяет требования к организации, претендующей на выполнение проекта. Если у компании-разработчика нет сертификата соответствия системы качества одной из моделей стандартов ISO 9000 или результатов проведенных оценок зрелости процессов по модели SW-CMM, с ней просто не станут вести переговоры. Сегодня в Европе «сертификат ISO» является необходимым условием, без которого не допустят к участию в тендере, даже если компания утверждает, что имеет великолепные технологии и профессионалов высочайшего класса.
Итак, ясно, что без развития внутренних технологий и приведения их к требованиям признанных в мире моделей выход на перспективный западный рынок закрыт. Но с чего начать? Какую из моделей выбрать? Для организаций, занимающихся разработкой программного обеспечения, чаще всего используются: модель обеспечения качества ISO 9001:94, модель управления качеством ISO 9001:2000 и модель зрелости процессов SEI SW-СММ. Рассмотрим основные преимущества и недостатки данных моделей.
Стандарты ISO серии 9000
Модели менеджмента качества ISO серии 9000 наиболее распространены во всем мире. Они универсальны, их можно применять независимо от того, в какой отрасли функционирует компания.
Основным преимуществом моделей ISO серии 9000 является известность, распространенность, признание на мировом уровне, большое количество экспертов и аудиторов и невысокая стоимость услуг по сертификации. Универсальность же моделей ISO серии 9000 приводит к тому, что они являются достаточно высокоуровневыми. В модели лишь упоминаются требования, которые должны быть реализованы в организациях, но не говорится о том, как это можно сделать. Для того чтобы предлагать абстрактному предприятию способы реализации и давать необходимые рекомендации по выполнению требований, необходимо конкретизировать: сферу деятельности; специфику процессов; специфику культуры организации; структуру управления (матричная, иерархическая, проектная) и другие особенности.
Поэтому помимо основной модели ISO 9001 издания 1994 или 2000 года необходимо использовать вспомогательные отраслевые и рекомендательные стандарты. Для организации, занимающейся разработкой программного обеспечения, такими стандартами являются ISO 9004-1:94 (ISO 9004:2000), ISO 8402:94 (ISO 9000:2000), ISO 9000-3:91, ISO 10007:95, ISO 10013:95 и ISO 12207:95 и другие.
Стандарты SEI SW-CMM
Модель улучшения внутренних процессов SEI SW-CMM, разработанная Институтом программной инженерии университета Карнеги-Меллона, предназначена исключительно для организаций, занимающихся разработкой ПО. Основная цель модели - постоянное самосовершенствование процессов разработки. Создатели стандарта SEI SW-CMM определили пять уровней зрелости этих процессов. Чем выше уровень зрелости, тем более предсказуемыми и управляемыми становятся процессы и, как следствие, более предсказуемо и качественно будут реализованы проекты.
К преимуществам модели SEI SW-CMM относится ориентированность на организации, занимающиеся разработкой программного обеспечения. В модели более детально проработаны требования, специфичные для процессов разработки ПО. Вследствие этого в SEI SW-CMM приведены не только требования к процессам организации, но и примеры реализации этих требований.
Основным недостатком SW-CMM является то, что модель не авторизована в качестве стандарта ни международными, ни национальными органами по стандартизации. Поэтому применение и адаптация SW-CMM на национальном уровне вызывают определенные трудности.
К недостаткам следует также причислить гораздо более высокие внешние накладные расходы на приведение процессов разработки ПО в соответствие с моделью СММ. Это связано с меньшим распространением данной модели в мире, меньшим количеством консалтинговых организаций и экспертов — и в результате с гораздо большими внешними затратами на консалтинг и на подтверждение соответствия процессов третьей стороной.
Посмотрим, как соотносятся между собой рассмотренные модели. Основное сходство заключается в том, что в их основу положена единая теория TQM, основанная на поэтапном улучшении всех внутренних процессов за счет множества небольших улучшений (теория Kaizen) и удовлетворения всех заинтересованных сторон (клиент, государство, персонал компании, акционеры компании, субподрядчики) (см. рис. 2).
Рис. 2. Сравнение ширины и глубины требований ISO 9001, SW-CMM и TQM (с отчетом можно ознакомиться на ftp://ftp.sei.cmu.edu/pub/cmm/Misc/) |
Взятая за основу обеих моделей методология едина, однако подходы к построению самосовершенствующихся систем управления качеством и к улучшению производственных процессов в них различаются. Главное различие моделей SEI SW-CMM и ISO 9000 в том, что первая в основном ориентирована на построение системы постоянного улучшения процессов, в то время как вторая - на проверку.
Помимо этого, в отличие от модели ISO 9000, которая требует для получения сертификата единовременного стопроцентного соответствия всем ее требованиям, в SEI SW-CMM предусмотрен плавный, поэтапный подход к построению системы совершенствования процессов: можно поэтапно получать независимые подтверждения об улучшении процессов по достижении очередного уровня зрелости. Такой поэтапный подход положительно сказывается на результатах внедрения модели. Желание получить сертификат соответствия в самые короткие сроки подталкивает специалистов, занимающихся управлением качеством, к «злоупотреблению» гибкостью высокоуровневых моделей. Вот к чему, например, может привести подобное форсирование событий в организации, получившей сертификат по ISO 9000.
- Определен только минимально необходимый набор процессов для соответствия ISO 9001, а не все процессы, которые требуются компании для эффективного функционирования.
- Уровень детализации процессов недостаточен для четкого понимания того внутреннего содержания процессов, а также того, кто и за какие задачи внутри процесса отвечает.
- Процессы недостаточно апробированы. В лучшем случае новые требования определены лишь для нескольких тестовых проектов, и через некоторое время становится очевидной необходимость их корректировки и дополнения. Зачастую сразу после сертификации о построенной системе качества и процессах не вспоминают до следующего надзорного аудита, забывая при этом и о затраченных финансовых ресурсах, и об энтузиазме сотрудников.
Действительно, выступая в роли независимого аудитора, очень сложно доказать, что принятый уровень детализации процесса явно недостаточен для эффективного функционирования системы качества компании. Но и доказать обратное за время, которое выделяется на аудит по ISO 9000, крайне сложно.
Практика показывает: быстро построить эффективные процессы пятого уровня зрелости (так же, как и процессы на основе модели ISO 9000) невозможно. Чтобы этого добиться, недостаточно просто описать процессы с учетом требований модели. Главная сложность заключается в том, что необходимо перепроектировать культуру производства внутри организации. Сделать это одним, волевым решением руководства в одночасье невозможно. Именно поэтому подход в модели SEI SW-CMM более жизнеспособен и реалистичен, чем тот, который определен в моделях ISO 9000.
О выборе пути
И все же, учитывая все «за» и «против», какой подход к развитию внутренних процессов следует считать наиболее целесообразным для российских компаний, занимающихся разработкой ПО? Конечно же, на это влияет целый ряд обстоятельств:
- регион, на который компания планирует ориентировать продажу услуг;
- начальные инвестиции;
- приоритеты в получении выгоды от инвестиций в совершенствование процессов;
- уровень развития существующих в компании технологий;
- время, которым располагает организация для получения независимого подтверждения соответствия процессов выбранной модели.
Если исходить из соотношения трудозатраты/результат, то, как показывает практика, наиболее экономически оправданна следующая стратегия.
- Привести существующие процессы в соответствие с требованиями модели ISO 9001:2000, ориентируясь на требования SW-CMM.
- Начать внедрять SW-CMM прежде всего как модель для улучшения существующих процессов с дальнейшим проведением оценки (на данном этапе рекомендуется наблюдать за развитием моделей ISO 15504 "SPICE" и SEI-CMMI).
Почему именно такой подход наиболее рационален?
Во-первых, как сказано выше, сертификация по модели ISO 9000 более известна в мире и имеет широкое применение. Большинству европейских заказчиков соответствующий сертификат будет служить достаточным основанием для того, чтобы начать переговоры о возможном сотрудничестве. Стандарты ISO серии 9000 признаны в качестве национальных более чем в 100 странах мира, и в том числе в России. Поэтому доступны официальные переводы стандарта и нет проблем с подготовкой специалистов.
Во-вторых, затраты компании на привлечение консультантов и аудиторов по моделям ISO 9000, по имеющимся у нас на сегодня сведениям, существенно меньше, чем стоимость работы экспертов по модели SEI SW-CMM. Не существует языкового барьера. Многие ведущие организации, занимающиеся сертификацией по моделям ISO 9000, имеют представительства в России. Для сравнения: среди зарегистрированных SEI экспертов, имеющих право возглавлять команду по оценке зрелости процессов на соответствие модели SEI SW-CMM, нет ни одного русскоязычного.
В-третьих, внедрив требования модели ISO 9001:2000, организация на 90% закроет требования к процессам второго уровня зрелости и создаст необходимые предпосылки для внедрения требований третьего и более высокого уровня зрелости процессов по модели SEI SW-CMM.
По оценке наших экспертов, организация, чьи процессы соответствуют модели ISO 9001:2000, находятся на более высоком уровне, чем второй уровень зрелости SEI SW-CMM, и имеют множество реализованных требований третьего, четвертого и даже пятого уровня зрелости процессов CMM.
И последнее, но не менее важное преимущество данного подхода: согласно оценкам наших экспертов, организации зачастую быстрее достигают третьего уровня зрелости процессов по SEI SW-СММ, проходя через сертификацию по ISO 9001:2000, нежели в случае, если напрямую занимаются совершенствованием процессов по СММ level 3. Ведь основная сложность внедрения современных моделей менеджмента качества заключается не в технической стороне вопроса, а в изменении мышления сотрудников. Внедрение модели ISO 9001:2000 подготавливает благоприятную почву для дальнейшего развития процессов.
Разумеется, каждая организация выбирает свой путь развития, в том числе и путь развития своих процессов. Но в любом случае время размышлений над этой проблемой закончилось. Настало время действий.