Поразительно, сколько болтовни ведется вокруг электронного бизнеса. Что ни поставщик, то эксперт. Только спрашивайте! На самом деле один из путей получить реальную картину - это выяснить, в какой степени ваша организация готова, желает и может использовать в своем бизнесе Internet.
В этой заметке приведен набросок схемы для небольшого анализа, который (с последующими доработками, отражающими ситуацию на месте) способен помочь руководителям оценить перспективы предприятия с точки зрения достижения успеха в электронном бизнесе и определить, на что требуется обратить внимание, дабы преуспеть в этом.
Бизнес-стратегия
Учитывает ли бизнес-стратегия особенности клиентов и их предпочтения в качестве основного мотива для изменения структуры предприятия и его операций?
Доминируют ли ориентированные на клиентов показатели электронной и традиционной бизнес-моделей для поддержки этой стратегии?
Имеется ли прямая зависимость между поощрениями сотрудников (как руководящего состава, так и рядовых работников) и показателями качества обслуживания и степени удовлетворенности клиентов для поддержки выбранной стратегии?
Лидеры
Осведомлены ли лидеры предприятия о возможностях и рисках, связанных с электронным бизнесом?
Стремятся ли они к тому, чтобы выработать четкое представление о текущей ситуации и донести его до сотрудников?
Делают ли они основной упор на получении стратегических ценностей на базе использования Internet-технологий?
Понимают ли они необходимость интеграции инициатив в области электронного бизнеса в бизнес-стратегию предприятия в целом?
Старшее руководящее звено
Понимает ли руководящее звено — и одобрило ли оно — стратегию предприятия в области ИТ, в рамках которой поддерживаются два источника формирования капитала компании — традиционный и электронный бизнес?
Понимают ли руководители предприятия те сложности, которые влечет за собой освоение электронного бизнеса (например, необходимость обеспечения безопасности, конфиденциальности, управления данными, возможности управления отношениями с клиентами)?
Осознает ли руководство необходимость в выработке стандартов обслуживания для компании и ее партнеров, а также в установке средств измерения производительности во всех завершающих точках цепочки формирования добавленной стоимости?
Будет ли руководство с готовностью внедрять все требуемые изменения в методы набора специалистов, структуры управления и обучения сотрудников, а также проводить в жизнь конкурентоспособные стратегии набора и удержания персонала?
Действительно ли руководство настойчиво ищет решение вопроса о том, как интегрировать операции электронного бизнеса в традиционную деятельность предприятия?
Сотрудники
Понимают ли они, что электронный бизнес имеет решающее значение для успеха компании?
Стремятся ли они расширить круг своих обязанностей новыми, связанными с электронным бизнесом?
Готовы ли сотрудники и их профсоюзы к введению на рабочих местах принципов многозадачности, матричной структуры управления и командной работы?
Управление
Осуществлена ли модификация структур и процессов принятия решений на предприятии с учетом требований электронного бизнеса? Например, пересматривается ли бизнес-план ежеквартально, а не ежегодно, как было раньше?
Определены ли с исчерпывающей четкостью управленческие роли и ответственность за реализацию и текущее управление электронным бизнесом?
Возможно ли быстрое уточнение и разрешение вопросов, связанных с технологиями электронного бизнеса?
Внедрение
Доведены ли цели и стратегия электронного бизнеса до сведения сотрудников и управляющего персонала предприятия на ознакомительных совещаниях и семинарах? Была ли установлена и анализируется ли обратная связь с сотрудниками для выработки бизнес-процессов?
Постоянно ли освещается деятельность в области электронного бизнеса в рамках всего предприятия и отмечается ли достижение знаменательных рубежей в этом начинании?
Ведется ли постоянный учет результатов электронного бизнеса и проводится ли оценка этих результатов?
Получив ответы на эти вопросы, надо предложить их для обсуждения на ближайшем совещании руководства. Для придания большей основательности разговору стоит пригласить авторитетного консультанта. Этого консультанта следует ознакомить с результатами анализа, дабы он мог выработать свое заключение, которым и надо поделиться с Комиссией.
В контракт консультанта нужно включить и участие в последующем заседании Комиссии (потребуется время, чтобы улеглись страсти) примерно через неделю, когда Комиссия должна будет выработать и одобрить на самом высшем уровне план действий для исправления недостатков, выявленных при проведении анализа. Надо добиться, чтобы Комиссия согласилась направить план на одобрение Исполнительному комитету.
Готовность руководства согласиться на поддержку 20 крупных Web-серверов вовсе не предопределяет успех компании в электронном бизнесе. Такая готовность — это не более чем готовность потратить деньги. Для того чтобы преуспеть в электронном бизнесе, необходимы серьезные трансформации многих основ предприятия. Первым шагом в проведении этих трансформаций должно стать выявление степени готовности предприятия к ним.
Об авторе
Чарлз Белфорд — президент компании Management Smarts, предоставляющей консалтинговые услуги и услуги в области обучения. Связаться с ним можно по адресу cbelford@managementsmarts.com