Автор книги «Интеллект электронного бизнеса» (E-Business Intelligence) Бернар Лиато описывает полезные стратегии доступа к данным предприятия, их анализа и корпоративного...
Автор книги «Интеллект электронного бизнеса» (E-Business Intelligence) Бернар Лиато описывает полезные стратегии доступа к данным предприятия, их анализа и корпоративного использования, следуя которым можно создавать и развивать интеллект электронного бизнеса. В приведенном отрывке из книги содержится небольшая анкета, позволяющая судить о зрелости электронного бизнеса предприятия
Предлагаемый тест позволяет оценить «интеллектуальный коэффициент» электронного бизнеса предприятия для определения наилучшего направления деятельности с целью превращения данных в знания и выгоду. В каждом случае надо выбрать вариант ответа, наиболее соответствующий характеру использования информации в организации. При этом надо оценивать именно текущую ситуацию, а не цели или виды на будущее.
1. В моей организации доступ к данным предприятия (сведения о продажах, информация о клиентах, финансовые показатели, кадры, производство и т. д.) имеют следующие группы лиц:
- сотрудники ИТ-службы (программисты, разработчики и т. д.);
- наиболее важные пользователи и обслуживающий их персонал;
- все сотрудники организации;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
2. Сотрудники моей организации считают, что они:
- уполномочены принимать решения, однако лишены доступа к критически важной информации предприятия, необходимой для их принятия;
- могут получать основную информацию о предприятии для принятия решений, которые от них требуются;
- располагают всей корпоративной информацией, нужной им для принятия решений;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
3. В моей организации информация:
- распространяется редко или вовсе не распространяется;
- распространяется только при необходимости;
- широко распространяется и доводится до сведения всех сотрудников;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
4. Пользователи в моей организации используют данные предприятия (о продажах, клиентах, складских запасах, производстве, финансах и т. д.):
- только в ограниченных целях;
- для анализа показателей уже выполненной работы;
- для прогнозирования и реализации стратегии предприятия;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
5. Наша информационная система используется:
- только внутри организации;
- также и вне организации с клиентами или партнерами;
- также и вне организации как с клиентами, так и с партнерами;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
6. Мы используем данные предприятия для:
- подготовки отчетов о работе;
- организации управления на основе исключений;
- преобразования операционных бизнес-процессов;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
7. Мое представление о работе с клиентами таково:
- я имею только фрагментарное представление о работе с клиентами;
- я имею почти полное представление о работе с клиентами;
- я имею 100-процентное представление о работе с клиентами, в том числе об их взаимодействии с филиалами и важнейшими бизнес-подразделениями;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
8. По моим оценкам, процент необходимых сотрудникам данных, к которым они имеют доступ, составляет:
- 0 — 33;
- 34 — 66;
- 67 — 100;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
9. Качество данных, которые можно получить из наших информационных систем:
- низкое;
- удовлетворительное;
- отличное;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
10. Ключевые показатели (например, продажи, складские запасы, финансы, производство и т. д.) для управления бизнесом:
- не применяются вообще;
- применяются в некоторой степени;
- применяются широко;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
11. Мы отслеживаем:
- только финансовые показатели;
- финансовые показатели и показатели, связанные с работой с клиентами;
- финансовые показатели, работу с клиентами, бизнес-процессы и способность организационной структуры к обучению;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
12. Наши информационные системы:
- предлагают только информацию, полученную внутри организации;
- предлагают информацию, полученную внутри организации, плюс данные о рынке, приобретенные или интегрированные извне;
- предлагают расширенную внутреннюю информацию для партнеров и поставщиков;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
13. Данные о перемещениях посетителей по Web-сайту организации:
- используются только персоналом ИТ-службы для планирования структуры сайта;
- предоставляются бизнес-пользователям, но только в урезанном виде, в виде автономных отчетов;
- интегрированы с клиентскими профилями, предпочтениями и накопленными ранее данными;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
14. Разворачиваете ли вы сеть extranet для обеспечения возможности самообслуживания клиентов (например, имеют ли клиенты прямой доступ к информации о счетах, заказах и т. д.)?
- Не собираемся делать ничего подобного.
- Планируем развернуть.
- Такая сеть уже существует.
- Не знаю / к моей организации это неприменимо.
15. Есть ли у вас сеть extranet для управления цепочками поставок?
- Не собираемся разворачивать ничего подобного.
- Планируем развернуть.
- Такая сеть уже существует.
- Не знаю / к моей организации это неприменимо.
16. Продаете ли вы (или обмениваете) информацию, которой располагаете, другим участникам рынка (партнерам, поставщикам и т. д.)?
- Нет.
- Возможно, займемся этим в будущем.
- Да, у нас уже есть такая практика.
- Не знаю / к моей организации это неприменимо.
17. Наша политика в области защиты конфиденциальности:
- полностью отсутствует;
- зафиксирована в документах, но не выполняется;
- зафиксирована в документах и строго выполняется;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
18. Наш взгляд на сетевые торговые площадки (интерактивные биржи):
- надо подождать и посмотреть;
- выражается в том, что мы совершаем покупки на одной из таких бирж;
- выражается в том, что мы поддерживаем такую биржу;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
19. Данные нашей информационной системы, к которым я имею доступ:
- оказываются устаревшими на тот момент, когда я к ним обращаюсь;
- удовлетворительны: их нельзя считать оперативными, однако на них можно опираться в моей работе;
- являются в высшей степени оперативными;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
20. Я узнаю об исключительных ситуациях на основании системы индикаторов (измеримых показателей), которые я отслеживаю:
- спустя месяц или даже позже;
- спустя неделю;
- через день;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
21. Я автоматически получаю извещения о появлении исключительных ситуаций в системе индикаторов:
- в нашей организации не реализована подобная система;
- регулярно (еженедельно, ежемесячно и так далее);
- немедленно, при возникновении соответствующего события я получаю сообщение;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
22. Я получаю информацию:
- только из статичных отчетов (в бумажном или интерактивном виде);
- выбирая параметры статичных отчетов (например, при помощи открывающихся оконных меню);
- при помощи специального инструментария с поддержкой самообслуживания, когда я могу обращаться к данным, формировать отчеты и самостоятельно проводить анализ;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
23. Я могу получить доступ к информации предприятия:
- только в офисе;
- в офисе, через Internet, со своего компьютера, из любой точки на планете;
- в офисе, через Internet, со своего компьютера, из любой точки на планете, а также при помощи браузера своего мобильного телефона;
- не знаю / к моей организации это неприменимо.
Подсчет результатов
Каждый ответ оценивается по пунктам: а) оценивается в 1 балл, b) — в 2 балла, c) — в 3 балла и d) — 0 баллов. Подсчитайте результат и сопоставьте с приведенными оценками.
62-69. Примите наши поздравления. Ваша организация, несомненно, в числе лидеров с точки зрения интеллектуальности электронного бизнеса. Вы делаете все, что нужно, для превращения корпоративной информации в знания и прибыль, ваше предприятие информационно открыто для клиентов, поставщиков и партнеров. Так держать!
54-61. Ваша организация успешно продвигается по пути освоения интеллекта электронного бизнеса. Дополнительные усилия, направленные на упрощение доступа к данным для всех пользователей и в любое время, станут гарантией успеха. В частности, вам следует выработать план предоставления информации клиентам, партнерам и поставщикам.
46-53. Некоторые правильные шаги к тому, чтобы повысить эффективность использования информации отдельными подразделениями, уже сделаны, однако эти «островки» информации не способны послужить основой для долгосрочной стратегии в области электронного бизнеса. С тем чтобы действительно эффективно использовать информацию для достижения конкурентных преимуществ, необходимо обеспечить доступ к данным для всех работников предприятия, которым они необходимы.
38-45. Вы предпринимаете лишь самые элементарные шаги для предоставления ключевой информации высшему руководству, однако без внедрения изменений нелегко будет повысить эффективность информационных активов и поднять конкурентоспособность компании. На следующем этапе следует оказать помощь каждому подразделению в освоении своих информационных активов и предоставлении доступа к ним в масштабе всего предприятия. Только удвоенные усилия, направленные на повышение интеллектуальности электронного бизнеса, могут предотвратить неудачу.
37 и ниже. Информационные активы вашей организации не используются вовсе, а вы оказываетесь подверженными всем превратностям рынка. Вас может спасти только немедленная выработка стратегии обеспечения интеллектуальности вашего электронного бизнеса.
Об авторе
Бернар Лиато — президент и генеральный директор компании Business Objects, ведущего разработчика решений в области бизнес-интеллекта. Его книга «Интеллект электронного бизнеса — превращение информации в знания и выгоду» (E-Business Intelligence — Turning Information into Knowledge into Profit) выпущена издательством McGraw-Hill