Как мы и обещали, «Директор» продолжает уделять большое внимание проектному управлению (проектному менеджменту, или, как часто, но менее точно говорят, «управлению проектами»). Вот и в данном номере журнала акцент делается на этой теме. Но из всех аспектов указанной синтетической дисциплины мы сегодня наиболее пристально рассмотрим вопросы подготовки и сертификации руководителей проектов, причем в основном той подготовке, которая отвечает международным нормам и требованиям. Это связано с тем, что такое обучение, а затем и такая сертификация стали получать все большее признание в России.
О сертификации стоит поговорить особо.
С одной стороны, в условиях, когда использование международных и национальных стандартов (пусть де-факто) в различных областях деятельности приобретает все большее значение, вопрос сертификации становится весьма актуальным как для компаний, так и для профессионалов, связанных с управлением проектами (впрочем, и с другими специализациями системного проектирования или сопровождения и эксплуатации систем).
Однако, с другой стороны, у сертификации, как способа определения квалификации профессионала и необходимой карьерной ступени, есть не только немало сторонников, но и, пожалуй, столько же противников. Сторонники сертификации считают, что «добиться того, чтобы в организации работали компетентные сотрудники, можно лишь в случае, если их карьерный рост в обязательном порядке предусматривает получение сертификатов» (см. «Погоня за бумажками»). Противоположная точка зрения в наиболее острой форме формулируется так: «Сертификации придается чересчур важное значение. Не стоит платить сотруднику больше только потому, что у него есть сертификат» (там же).
Когда речь идет о сертификации менеджера по управлению проектами, вопрос формулируется более широко: не только надо сертифицироваться или нет, но еще и где и по какой программе. Обсуждение всех этих вопросов мы провели в форме виртуального круглого стола, посвященного теме «Подготовка руководителей проектов».
Мы постарались, чтобы на этом «виртуальном заседании» были представлены разные взгляды на ситуацию, высказались представители различных ассоциаций и компаний. Безусловно, не стоит искать какой-то точной, «геометрической» симметрии в представлении разных позиций или фирм, но удалось главное: дать основную часть спектра мнений, основные фактические сведения. Как всегда, «Директор» считает, что ни одна статья не может претендовать на выражение истины в конечной инстанции, равно как и на полное освещение вопроса, и готов к продолжению темы и к обратной связи с читателями.
Подборку открывают выдержки из беседы с участием вице-президента компании PSM Consulting, члена Института управления проектами (PMI) Майка Ньюэлла. В этом материале рассматривается подход PMI к сертификации, а также условия подготовки к этой процедуре и возможности ее проведения в России. В беседе участвовали также заместитель генерального директора учебного центра «Трейнинг Лайн» Наталья Обухова, организовавшая — при активном участии московского отделения PMI — проведение первой в России сертификации по программе PMI, и Марина Грашина, менеджер по работе с Россией и СНГ компании PSM Consulting и непосредственный участник проведения курсов Майка Ньюэлла в России.
Аналогичные вопросы, но применительно к подходу Международной ассоциации управления проектами (IPMA) и Российской ассоциации управления проектами (СОВНЕТ), в очень лаконичной форме освещаются в небольшой статье вице-президента СОВНЕТ Владимира Михеева.
Еще два материала представляют взгляд на проблему «с другой стороны» процесса сертификации. В заметке Григория Ципермана, начальника отделения системного анализа и проектирования компании IBS, представлены мотивы и подход этой фирмы к обучению и сертификации своих менеджеров и аналитиков. Уникальный опыт, полученный в процессе сертификации по обеим обсуждающимся программам — PMI и IPMA, — описан в заметке Алексея Полковникова, директора департамента систем управления проектами ЛАНИТ.
В качестве заключительного материала вниманию читателей предлагается статья Тома Канешиге, в которой вопросы обучения и сертификации рассматриваются не только в контексте руководства проектами, но и в области высоких технологий в целом.