В этом номере мы публикуем окончание начатого в декабрьском номере «Директора» рассказа о двух дальневосточных предприятиях — Находкинском морском торговом и Восточном портах. Во второй части мы остановимся на организации развития и использования прикладных компонентов их информационных систем
Хорошо известно, что продуманная ИТ-архитектура — это лишь часть успеха. Не менее важно и другое — насколько удачно выполнена интеграция ИС с бизнесом предприятия. Посмотрим, как решается этот вопрос в Находкинском морском торговом и Восточном портах.
Аутсорсинг
Примерно девять лет назад Находкинский морской торговый порт (НМТП), желая снизить расходы на содержание компьютерной системы, выделил свое ИТ-подразделение в самостоятельную компанию — «Информационные системы». Как результат — сегодняшние расходы не превышают 0,5% валового дохода порта против 1,5% до реорганизации. Персонал ИВЦ порта на момент реорганизации составлял более 60 человек, сегодня весь объем работ по обслуживанию компьютерной системы порта выполняет не более 25 человек. Отношения порта и «Информсистем» договорные. Ежегодно заключается договор, предусматривающий выполнение работ по проектированию и программированию пользовательских задач, по техническому обслуживанию и модернизации технических средств. Капиталовложения в оборудование и ПО планируются отдельно на основе рекомендаций специалистов «Информсистем».
Обслуживание информационной сети НМТП остается для компании «Информационные системы» главным ее бизнесом, но не единственным. С 1992 года компания является партнером известной телекоммуникационной компании «Глобал Один», создала за это время собственный полноценный телекоммуникационный узел и активно работает на рынке предоставления услуг связи. На сегодняшний день она лицензированный оператор нескольких видов связи, включающих услуги передачи данных, телематических услуг, телефонной связи. Все это позволяет компании быть в Находке одним из лидеров и предоставлять своим клиентам услуги системной интеграции и телекоммуникации «в одном флаконе».
Находкинский порт, разумеется, пользуется всеми телекоммуникационными услугами своей «дочки». В частности, клиентам порта предоставляется доступ к информационной базе НМТП из любой точки страны и мира, обеспечивающий получение информации о грузах в реальном режиме времени. При осуществлении этих возможностей использовались и решения, предлагаемые в рамках СУБД Cache? Weblink и Cache? SQL.
В Восточном порту информационно-вычислительный центр пока является внутренней структурой порта. В его инженерно-технический состав входит 27 человек, из них семь сотрудников заняты техобслуживанием оборудования, остальные — программисты, пять из которых обеспечивают работу системы в круглосуточном режиме. Думаю, что со временем Восточный пойдет по пути «соседей» — НМТП. Почему — надеюсь, станет ясно из последующего изложения.
Информационные потоки, аренда приложений и B2B
Структура основных информационных потоков Находкинского порта во многом отражает структуру его деятельности (рис. 1). Учетчики причалов (тальманы) вводят информацию о грузах, о судах и железнодорожных платформах, которые его перевозят, а также о местах на складе, где грузы хранятся. Эти данные попадают к сменным диспетчерам, начальникам складов, грузовым службам, экспедиторам, а также в отдел договоров и маркетинга и в отдел расчетов с клиентами. От начальников складов информация попадает в главную диспетчерскую и к руководству грузовых районов. Данные из отдела расчетов с клиентами идут в финансовый отдел, а оттуда — главному бухгалтеру. На стол руководства порта попадает информация из отдела договоров и маркетинга, отдела расчетов с клиентами и от грузовых служб.
Рис. 1. Информационные потоки Находкинского морского торгового порта |
Потоки данных Восточного порта имеют иную структуру. Дело в том, что информационная система Восточного порта уже давно переросла рамки масштабов предприятия и в настоящее время рассматривается как АСУ транспортного узла. Помимо собственно порта она обслуживает его дочерние предприятия, а также примыкающие к порту железнодорожный узел, таможню, экспедиторские, стивидорные (обеспечивающие погрузку и выгрузку судов), брокерские фирмы, а также представительства судоходных компаний (рис. 2). Для участников логистических цепочек ИС выполняет роль шины для информационного обмена.
Рис. 2. Информационная система транспортного узла Восточного порта |
Любопытная деталь: Восточный порт принципиально не продает информацию, он сдает в аренду доступ к ИС, к ее данным и приложениям. На компьютерах организации-заказчика устанавливаются клиентские приложения, посредством которых заказчик может работать с приложениями на серверах ИС. При этом взимается абонентская плата, размер которой зависит от числа клиентских мест. Состав приложений и баз данных на стоимость оплаты не влияет. Ряд компаний наряду с приложениями, обеспечивающими их технологические процессы, арендуют также модули бухгалтерского учета, финансового управления и управления персоналом.
Соглашение об аренде приложений представляет собой нечто вроде «союзного договора», участники которого получают права на доступ к данным и приложениям ИС (в объеме, необходимом для работы со своими грузами, если речь идет о технологических процессах) и берут на себя ряд обязательств. В частности, каждый участник обязан своевременно регистрировать свои данные, которые используются другими участниками транспортного процесса. Соблюдение этого правила дает всем компаниям взаимовыгодную возможность оперативно получать и использовать свежую информацию практически сразу же, как только она появляется в ИС. В условиях, когда и время, и информация — это деньги (причем немалые), аренда доступа к ИС дает весьма существенную пользу организациям транспортного узла и самому порту: она позволяет компаниям повысить качество информационного обслуживания своих клиентов и партнеров. В результате улучшается работа как транспортного узла в целом, так и каждого отдельного участника соглашения ИС, существенно снижается общее время обработки грузов в порту на всех звеньях единой технологической цепочки.
По желанию участников в ИС добавляются новые задачи и функции. Если функция используется несколькими фирмами, то все затраты на ее разработку делятся пропорционально числу заинтересованных лиц. В случае когда новая функция решает некую проблему в целом по узлу, расходы берет на себя порт. Если у какой-либо организации возникает потребность в информации, которую способна предоставить другая организация, то они обе садятся и договариваются. Вопрос о взаимообмене информацией с какой-либо другой системой, например с ИС таможни, МПС или грузового агента в иностранном порту, решается на уровне ИС в целом. Результаты становятся доступными всем заинтересованным участникам. В качестве успешных примеров такого взаимодействия можно назвать организацию перевозки транзитных контейнеров на морском участке без бумажных сопроводительных документов — с 1984 года их заменил электронный обмен данными. Благодаря наличию единой БД по контейнерам стала возможной реализация упрощенной схемы таможенного оформления транзитных контейнеров, которая применяется уже третий год. С началом работы с СУБД Cache? появилась возможность предоставлять информацию о состоянии груза через Internet. При этом данные берутся прямо из базы данных ИС.
Трудности в информационном обмене возникают в основном с организациями, не работающими напрямую с портом. Например, между Восточным портом и Дальневосточной железной дорогой, с которой порт работает непосредственно, установились нормальные рабочие отношения. Намного труднее складываются дела с другими структурами Министерства путей сообщения, которые настаивают на том, чтобы свои собственные данные продавать. У порта и его партнеров подобная позиция вызывает удивление, поскольку МПС, казалось бы, должно быть заинтересовано в своевременном получении данных о прибывающих морем грузах, чтобы лучше планировать свои ресурсы по перевозке грузов, сокращая время обработки своего вагонного парка в порту за счет предварительного выполнения всех операций, связанных с планированием обработки вагонов. Вполне вероятно, что на этом МПС в результате сэкономило бы намного больше, чем получает от продажи информации. В свою очередь, организации транспортного узла смогли бы повысить свою эффективность, если бы имели доступ к информации о своих грузах, идущих по железной дороге.
НМТП 80% проходящих через порт грузов экспедирует самостоятельно или через дочерние фирмы, которым, разумеется, открыт доступ в ИС порта. В отношении доступа к своим информационным ресурсам для других сторонних экспедиторских и агентских фирм администрация НМТП весьма разборчива и дает возможность прямого доступа крайне редко.
Диаметрально противоположный подход практикует Находкинский порт к своим клиентам: абсолютно все клиенты порта при заключении контракта получают пароль, который дает возможность доступа к ИС порта. Это входит в систему комплексного обслуживания клиентов. Они имеют возможность получить текущую информацию о статусе своего груза не только со своего рабочего места, но и из любой точки страны и мира, где есть Internet.
НМТП развивает отношения «бизнес-бизнес» и в несколько ином ключе — путем обмена информацией со своими клиентами, в основном с крупными металлургическими комбинатами, отправляющими грузы через НМТП. В настоящее время идет согласование протоколов.
На мой взгляд, сложившаяся в портах ситуация в области B2B достаточно типична. Там, где организации, с одной стороны, осознают выгоду информационного обмена, и, с другой, не торгуют своими данными, информационное взаимодействие развивается вполне успешно. И если имеется организация, которая берет на себя координацию информационного взаимодействия, этот процесс складывается особенно хорошо. И напротив, там, где верх берут амбиции, где партнеры настаивают на продаже данных, отношения складываются со скрипом, и в проигрыше остаются все.
P. S. Наверняка масса находок есть и у других предприятий. Если вы уверены, что реализованные на вашем предприятии решения уникальны и прогрессивны, если вы хотите рассказать о них читателям «Директора», сообщите Михаилу Зырянову, ответственному редактору журнала. Он ждет ваших писем по адресу mikez@osp.ru
Пользователи о себе и о системе
Сергей ИВанович Парчевский, директор по собственности компании "Восточный порт"
Работу в порту я начинал с разработки прикладного ПО и до назначения на нынешнюю должность возглавлял ИВЦ. Я уже достаточно давно отошел от разработки программ и сейчас смотрю на систему не как ИТ-специалист, а как пользователь. В рамках своих должностных обязанностей я пользуюсь в основном информационно-справочными данными — сводками, отчетами и прочими документами, касающимися имущества порта, договоров аренды и пр.
Чтобы система устраивала менеджеров компании, от нее требуется прежде всего, на наш взгляд, быстродействие. Сейчас самые ресурсоемкие задачи, связанные с выборкой данных и обработкой массивов информации, решаются практически мгновенно. Второе требование — отсутствие сбоев и системных ошибок, способных привести к порче данных. В течение очень длительного времени мы не наблюдаем подобных сбоев. Третий важный фактор — очень надежная защита информации в условиях, когда у системы большое число пользователей, работающих в различных фирмах и организациях. Обеспечивается полная сохранность и конфиденциальность коммерческой информации.
Четвертый фактор — возможность сопровождения системы относительно небольшим коллективом специалистов, затрачивая на это не так много денег. У нас всего один системный программист поддерживает систему, обслуживающую несколько десятков юридических лиц, у которых имеется до нескольких десятков рабочих мест. Половину доходов от эксплуатации ИС мы получаем в виде платы за обслуживание организаций — партнеров порта. Этих денег нам хватает, чтобы покрыть расходы на ИВЦ и ИС.
Как и любая система этого класса, наша ИС позволяет избежать увеличения аппарата управления по мере увеличения грузопотоков и связанного с этим объема наших услуг. Другое преимущество — возможность отслеживания массы документов, касающихся налогов, финансовых дел, договоров с заказчиками. Если бы не информационная система, мы бы погибли от штрафов, долгов и невозвращенных кредитов.
Андрей Леонидович Войцеховский, директор терминала компании "Восточный международный контейнерный сервис" (ВМКС)
Наше предприятие начало функционировать в 1995 году на базе контейнерного терминала Восточного порта. Дисциплина и порядок стоят у нас на первом месте, за все пять лет у нас на терминале не было ни одного хищения. Средняя наша производительность находится на уровне мировых стандартов.
Уверен, самое большое достояние нашего порта — это единая информационная система. Вся информация о том, где находится пришедший в порт груз, куда он направляется, на какую железнодорожную платформу ставится и пр. — все эти сведения находятся в одной базе. Все туда вкладывают информацию — и морские перевозчики, и железнодорожники, и экспедиторы, и мы, и таможня, затем каждый может пользоваться своей частью данных.
В порту еще много ручной работы с документами. Думаю, главная задача на ближайшее будущее — чтобы как можно меньше было бумажных документов. Хотя полностью от них вряд ли удастся избавиться, но к этому нужно стремиться.
Александр Кубашевич Айгужинов, главный бухгалтер компании "Находкинский морской торговый порт"
Порт — это огромный экономический механизм, требующий кропотливого учета финансов. Без компьютеров обеспечить это было бы трудно. Еще десять лет назад, когда я только пришел на предприятие, здесь уже многое было сделано в плане автоматизации: учет грузов, бухучет, расчет заработной платы, учет материалов, основных фондов и пр. Правда, мне хотелось получать из системы больше информации для аналитики, получать ее быстрее и иметь для ее обработки простые инструменты, не требующие обращения к программистам.
Со временем были усовершенствованы практически все подсистемы нашей компьютерной сети. Мы довольны коллективом, который обслуживает информационную систему, — эти люди глубоко понимают предметную область и потребности своих пользователей. Они используют самые современные программные средства, а мы с их помощью улучшаем наши аналитические возможности. Мы удовлетворены тем, что есть, однако из года в год продолжаем развитие системы. Хотелось бы иметь больше возможностей по внесению мелких модификаций, например, изменению налоговых величин. В общем, нет предела совершенству.
Наше сложное налоговое законодательство предоставляет предприятиям определенную свободу в подсчете налогов. Информация из компьютерной системы помогает нам сбалансировать налоги по отдельным статьям и в итоге оптимизировать налоги на предприятие в целом. Оптимально рассчитав налог только по одной из статей налогообложения (налога на имущество) предприятия, мы сразу смогли сэкономить около 5 млн. рублей. Мы понимаем, что информационная система обеспечивает нам реальную выгоду, вкладываем в нее немалые деньги, оказываем административную поддержку, поскольку мы заинтересованы в том, чтобы система работала еще лучше. И у нас есть для этого все возможности. Экономия от одних только налогов высвобождает для нас столько средств, сколько мы расходуем на ИТ (примерно 0,5% годового дохода предприятия).
С помощью ИС мы отслеживаем и анализируем кредитную историю заказчиков, себестоимость наших услуг, проводим анализ наших доходов, баланса, размеров выплат по акциям (с тем, чтобы налоги с прибыли не съели доходы наших акционеров), анализ заработной платы. Использование ИТ дает возможность экономить и время, и деньги. Благодаря системе мы заставляем работать каждую копейку наших средств.
Владимир Владимирович Бузанов, начальник отдела договоров и маркетинга компании "Находкинский морской торговый порт"
Мое первое знакомство с информационной системой порта состоялось много лет назад, когда я работал заместителем начальника грузовой службы. Когда порт взял на себя не только заботу об оформлении грузов, но и экспедиторские функции, база данных стала для меня орудием труда. Сейчас, когда я работаю в отделе договоров, мне по-прежнему в основном приходится работать с информацией о грузах. Быстрота, с которой эти данные появляются в информационной системе, очень помогает нам в работе, позволяя, например, демонстрировать партнерам и заказчикам нашу оперативность и осведомленность в вопросах, касающихся их грузов.
Еще один важный фактор — возможность проведения огромной аналитической работы с данными о перевозках. Мы анализируем работу отдельных наших участков, деятельность конкретных клиентов (этот анализ дает возможность, например, предоставления различных льгот или, наоборот, лишения привилегий). С помощью Internet наши заказчики могут в любое время дня и ночи получить информацию о своем грузе.
В перспективе мы хотим сделать еще более тесными связи между портом и нашими клиентами. У них есть свои информационные системы, и там наверняка регистрируются данные о том, когда, сколько отгружено, известны номера вагонов, номера накладных, данные об отправителе, получателе и пр. Мы надеемся, что в дальнейшем клиенты будут отправлять нам информацию о грузах по каналам передачи данных. Таким образом, мы сможем заблаговременно получать в нашу информационную систему реквизиты грузов. В свою очередь, мы готовы предоставлять клиентам подробную информацию о том, что, когда и сколько пришло, отгружено и пр. (Эта информация, в частности, поможет нашим клиентам подтвердить в контролирующих органах, что их продукция действительно ушла на экспорт.) Еще одно очень перспективное направление — обмен электронными документами с клиентами, партнерами и банками. Создание единого информационного пространства, связывающего множество организаций, принесло бы всем огромную пользу.