В последние годы почти для всех продуктов, разработанных для анализа данных, стали создаваться версии, ориентированные на работу в Web. Рядом с ветеранами — Seagate Software, Hyperion Solutions и Cognos — встали новички рынка, такие как Broadbase Software. Но эволюционный процесс продолжается.
Сегодняшние бизнес-пользователи Web-ориентированных версий продуктов для анализа данных предпочитают самостоятельно создавать нужные им решения и так настраивать свои браузеры, чтобы получать из корпоративных данных точные «срезы» информации, необходимой для принятия решений. «Мы пришли к выводу, что любой бизнес-пользователь, умеющий работать с Microsoft Excel, может научиться формулировать запросы с помощью Hyperion Essbase, — говорит Джек Хейлперн, директор по вопросам анализа затрат и рентабельности в компании Sea-Land Service, занимающейся контейнерными перевозками.
Широкое распространение данных
С появлением Web-ориентированных инструментальных средств анализа данных появилась возможность предоставлять результаты, полученные в ходе исследования данных, более широкой аудитории. Люди, заинтересованные в получении информации из аналитических приложений, заносятся в списки рассылки различного рода отчетов.
Компания U.S. Quality Algorythms, филиал Aetna U.S. Healthcare, организации, специализирующейся в области услуг здравоохранения, при содействии фирмы Blue Bell на основе продуктов Crystal и Holos производства Seagate разработала собственный инструментарий Managed Care Monitor (MCM), который применяется для контроля 65 острых и хронических заболеваний. Сеть партнеров Aetna U.S. Healthcare, сотрудничающих в рамках программы Health Maintenance Organization (HMO), использует информацию, собранную в результате анализа данных, чтобы помочь врачам проводить профилактическое лечение пациентов, застрахованных по программе Aetna HMO. Информация, суммированная по 23 параметрам, в числе которых клинические и демографические данные из более 400 тыс. лечебных заведений, поступает из хранилищ данных, содержащих информацию о 21 млн. абонентов Aetna HMO. Общий объем хранилищ составляет несколько терабайтов. Эти массивы данных обрабатываются кластером мэйнфреймов IBM SP2 с массовым параллелизмом. Информация в хранилищах данных систематически обрабатывается, на основе анализа данных составляются отчеты с рекомендациями по профилактическому лечению, которые уже рассылаются врачам. Например, врач-диабетолог ежемесячно получает уведомление о необходимости направить своих больных на консультацию к окулисту. Другому врачу время от времени приходит список пациентов старше 65 лет, которым еще не сделана прививка от пневмонии.
От автономии к Web
Аналитические приложения, работающие в Web, значительно упрощают обмен результатами сложного, многопараметрического анализа данных. Так, канадская компания Ernex Marketing Technologies использует Cognos PowerPlay для выявления закономерностей в маркетинговых данных и делится результатами анализа со своими клиентами. Когда в 1997 году Ernex начала применять PowerPlay, она предлагала своим заказчикам лицензионную копию этого ПО и компакт-диски, содержащие ежемесячно обновляемые данные. Однако довольно скоро выяснилось, что отделы информационных систем ее клиентов с неохотой занимались поддержкой любого ПО, в том числе PowerPlay, если оно не получало внутренней сертификации и не было разрешено к применению. «Мы были вынуждены даже предоставлять им автономную рабочую станцию, чтобы отдел ИС дал добро на использование нашего ПО в компании», — рассказывает Малколм Фоулер, вице-президент Ernex по бизнес-разработкам. Поэтому не удивительно, что когда появилась Web-ориентированная версия аналитического инструментария, компания быстро перешла на нее.
Теперь Ernex предоставляет своим клиентам доступ к PowerPlay через Cognos Impromptu Web Reports (IWR). Заказчики могут обращаться к данным реального времени, и их отделам информационных систем не приходится заботиться о поддержке этого приложения.
Некоторые компании, использующие инструментальные средства многопараметрического анализа предыдущего поколения, после модернизации своих аналитических приложений смогут получать более качественные данные. Компания Sea-Land Service уже имеет некоторый опыт применения аналитических приложений для оценки затрат. «Мы начали анализировать свою деятельность около пяти лет назад с целью отследить расходы на перевозки. Теперь мы определяем уровень прибыли и убытков для каждого вида перевозимого нами груза», — объяснил Хейлперн. Руководство Sea-Land пришло к выводу, что затратные модели, разработанные в компании, были точными, но очень сложными в применении. Теперь для оценки материальных размеров сделки специалисты компании по финансовому анализу используют программные продукты Oros производства ABC Technologies и Essbase производства Hyperion. Microsoft Excel служит интерфейсным модулем к Essbase. Кроме того, Essbase выступает в качестве основного интерфейса для интеграции с Oracle General Ledger компании Oracle.
После того как были развернуты инструментальные средства для финансового анализа, Sea-Land внедрила у себя технологию Wired for OLAP компании Hyperion, чтобы создать для своих бизнес-пользователей упрощенный Web-ориентированный интерфейс с меню и кнопками. С его помощью стало намного проще выбирать параметры, необходимые для анализа, и изучать результаты исследований, представленные в графическом виде. Раньше подобные отчеты приходилось заказывать в отделах ИС. «После того как анализ показал, что более 20% прибыли уходит на размещение пустых контейнеров, мы приняли меры для уменьшения этих издержек, в частности отказались от некоторых складов в порту, которые были нерентабельны», — прокомментировал Хейлперн.
Интеграция с основными приложениями
Web-ориентированные аналитические приложения теснее интегрируются с основными бизнес-приложениями, чем автономные клиент-серверные. Интеграция выходит за рамки приложений планирования корпоративных ресурсов и включает в себя управление отношениями с заказчиками (CRM). Так, фирма Rockwell Automation of Cleveland интегрировала продукт ClearSupport компании Clarify и другие инструментальные средства с пакетом приложений E-Business Performance Management (EPM), предлагаемым Broadbase Software, чтобы оценивать индивидуальных потребителей, равно как систематизировать отзывы по регионам в 14 североамериканских центрах обработки звонков. В Rockwell поступают данные, полученные на основе анализа, проведенного с помощью систем сбора информации о телефонных разговорах с заказчиками и данных переписки клиентов с сотрудниками отдела технической поддержки по электронной почте.
Интеграция Clarify с EPM позволила Rockwell Automation использовать данные Clarify так, как это было невозможно с помощью обычных инструментальных средств генерации отчетов. «Мы можем выполнять анализ управления наших центров обработки звонков и установить, из каких компаний поступает больше всего заявок. EPM также помогает планировать нашу работу с учетом периодов, когда центры обработки испытывают пиковую нагрузку», — отметил Дэвид Хендли, менеджер по системам поддержки.
Хотя появляется все больше аналитических приложений, способных интегрироваться с корпоративными приложениями, Ден Шоллер, руководитель программ в службе Application Delivery Strategies компании Meta Group, считает, что менеджерам по ИТ «не удастся обойтись одной общей архитектурой для аналитических приложений». Скорее всего, потребуется множество инфраструктур, особенно если предприятию необходимы специализированные инструментальные средства, такие как приложения для анализа цен на предварительные заказы.
Хотя многие компании, в том числе и Aetna, располагают аналитическими приложениями, использующими хранилища с миллионами записей, в отрасли распространены также решения, ориентированные на применение небольших киосков данных. Сергей Муза, директор по ИС Charles Schwab Institutional (бизнес-подразделение Charles Schwab), с помощью системы Holos производства Seagate создал полнофункциональное приложение Service to Investment Managers Plus (SIM+), которое помогает Schwab оценивать рентабельность каждой группы счетов и использовать эту информацию при выработке оптимального плана заказов для конкретного учреждения путем анализа схемы закупок других потребителей. Связанный с SIM+ киоск данных хранит терабайты информации о 800 тыс. счетов Charles Schwab Institutional, сгруппированных по направлениям бизнеса. «SIM+ дает бизнес-менеджерам возможность оценить, как трансформируются их взаимоотношения с конкретными клиентами, если изменится структура заказов», — поясняет Муза.
Подводные камни
Web-ориентированные аналитические приложения порой позволяют обнаруживать информацию, которая может проявить себя необычным образом. Она способна изменить сложившееся в компании представление о поставщиках, о конкурентах и даже о собственном отделе продаж. Иногда страх перед переменами (в том числе связанными с повышением оперативности обработки информации) преодолеть намного сложнее, чем какие-то технические трудности.
Основная идея состоит в том, чтобы использовать Web-ориентированные инструментальные средства анализа данных более разумно: пытаться выявлять наиболее перспективные, многообещающие направления. Этот инструментарий служит для того, чтобы получить доступ к информации, видеть полную картину происходящего, а не скрывать ее, потихоньку накапливая данные и рискуя некорректно их проинтерпретировать.
Пегги Кинг — автор статей, посвященных технологическим вопросам. С ней можно связаться по электронной почте: peggyking@aol.com