По мере того как технология становится стратегически важной составляющей корпоративной жизни, директора информационной службы (CIO) начинают играть все более важную роль в руководстве компанией, и, как считает Майкл Эрл, профессор управления информацией Лондонской школы бизнеса, вполне вероятно, что в скором времени они займут верхнюю ступеньку в корпоративной иерархии.
Современные руководители компаний по-новому оценивают статус директора информационной службы и все чаще включают его в состав совета директоров или в исполнительный комитет. Такое отношение со стороны администрации может открыть перед директором ИС прямой путь в «исполнительные директора или директора по операциям». Об этом Эрл говорил на конференции European IT Management Forum, организованной компанией International Data Corp. (IDC).
Время, когда в обязанности директора информационной службы входило только управление отделом информационных технологий, давно прошло. Новый директор ИС должен не только решать вопросы, связанные с технологиями, но и заниматься бизнесом. Кроме того, ему придется овладеть навыками общения, быть отзывчивым и при необходимости готовым поменять стиль руководства, а также разбираться в процессах и функциях бизнеса. И это, по мнению Эрла, лишь часть качеств, которыми должен обладать человек, претендующий на пост директора ИС.
Сославшись на результаты проведенного недавно в США, Европе и Азии опроса среди директоров информационной службы, в котором приняли участие 78 человек, Эрл заявил, что, несмотря на широкий диапазон требований, большинство респондентов положительно оценивают изменившуюся роль директора информационной службы.
Действительно, директора ИС в целом более оптимистичны в своих оценках и их сегодняшняя позиция существенно отличается от позиции десятилетней давности, когда Эрл проводил аналогичный опрос. Тогда разочарования среди руководителей, ведавших техническими вопросами, были столь велики, что директоров ИС можно было назвать «клубом подавленных директоров». Сейчас настроения среди этих руководителей изменились, так что, как заметил Эрл, им вполне подошло бы название «уверенные директора ИС».
В своем выступлении Эрл постарался показать, насколько быстро меняется характер работы директора ИС. В конце 1998 года основные требования, предъявляемые руководством к претенденту на этот пост, можно было сформулировать следующим образом: «Директор информационной службы должен поддерживать работу сети, добиваться снижения затрат и говорить на понятном для бизнес-руководства языке». Уже год спустя правила изменились: «Директор информационной службы хорошо разбирается в стратегии, знает новые технологии и может помочь нам разобраться в электронной коммерции и преобразовать компанию в соответствии с требованиями новой экономики».
Сейчас, в первом полугодии 2000 года, создаваемые для работы в Internet компании ищут, как подчеркнул Эрл, «директора ИС или директора по технологическим вопросам, который мог бы создать надежную и масштабируемую инфраструктуру ИТ и помочь нам реализовывать новаторские решения.
Директорам информационной службы, которые могут справиться с вышеупомянутыми задачами, приятно будет узнать, что столь высокие требования часто подразумевают адекватную оплату. Недавно одно из кадровых агентств обратилось к Эрлу с просьбой подыскать директора ИС высокой квалификации, который помимо прочего хорошо разбирается в бизнесе и технологических вопросах и свободно владеет японским языком. При этом заработная плата предлагалась в диапазоне от 1 до 2 млн. долл.