Острейшая проблема развития системы управления предприятием — это построение взаимодействий с партнерами. Она формулируется так: «В пределах нашего завода (торгового дома) мы могли бы подумать о реконструкции бизнес-процессов, но мы взаимодействуем с поставщиками, транспортными фирмами и дилерами. Плохое качество их работы или всего лишь по-разному понимаемые критерии качества сделают все наши усилия напрасными!» По сравнению с этой проблемой выбор прикладных программ и обеспечение информационной стыковки ИС разных предприятий остаются важными задачами, но отходят на второй план.
Эта проблема в каждом проекте решается с огромным трудом, часто, проходя череду попыток заменить собой многих поставщиков и каналы сбыта. Или не решается вовсе.
И вот перед нами — опыт информатизации рядовых поликлиник и больниц. Думаю, из него можно почерпнуть больше, чем то, что впрямую описано в статьях В. Марциновского и К. Коха. Надо сказать о том, что часто упускается разработчиками и заказчиками ИС для лечебных учреждений (ЛУ), и о том, чем опыт ИС для ЛУ общего профиля полезен в других отраслях.
Выделю три положения:
1. Не только в мире, но и у наших врачей-практиков проявилось понимание необходимости интеграции ИС различных ЛУ, потенциально обслуживающих одного клиента. Обратите также внимание на отечественный проект «Базикмед» (см. CWR №5 за этот год).
2. Перед нами отрасль, где потребности в электронном бизнесе по-настоящему созрели и воплощаются в реальных проектах. И это в условиях, где не только финансово, но и чисто технически обеспечить уже осознанные требования куда сложнее, чем в электронном банкинге технологиях или в управлении цепочками поставок (ведь Марциновский пишет не о тривиальном применении ИТ, а об интеграции принципиально более сложных функций и информации, чем, скажем, в АСУПах).
3. Надо использовать конструктивное понимание того, почему НЕ БЮДЖЕТНАЯ проблема является самой острой в автоматизации лечебной деятельности.
Откуда начинать проект
При правильном проектировании бюджетная проблема решается относительно легко. Эта оценка основана на опыте анализа бизнес-процессов и выработки проектных рекомендаций для трех типов участников медико-финансового поля: страховых компаний, фондов медицинского страхования (добровольного и обязательного) и самих ЛУ. Рекомендации, разработанные для наших условий уже несколько лет назад, говорили: стройте бизнес-процессы, связывающие транзакции участников всех трех указанных выше типов, оперативными отношениями, обеспечивающими взаимную финансовую выгоду при взаимном контроле.
При этом выгод достаточно для того, чтобы:
- ЛУ изыскали возможности для наведения информационного и управленческого порядка в лечебном процессе (а компьютеризация — часто далеко не самая большая для ЛУ статья расходов на обеспечение деятельности), поскольку для ЛУ выгодно быть привлекательным и для пациентов и для страховых компаний;
- страховые компании не только боролись за партнерство с ясно управляемыми ЛУ, в которых нет избыточных назначений и направлений, но и производили бы долевое инвестирование проектов создания ИС в этих ЛУ;
- страховые фонды как минимум ответственно контролировали финансовые потоки и, может быть, заставляли работать аккумулированные средства внутри отрасли.
Системные и бизнес-аналитики могут отметить, что здесь в полную силу применимы и модели М. Портера и принципы реинжиниринга процессов. Что важно для разработчиков и заказчиков других отраслей, так это увидеть пример качественно более высокого уровня эффективнсти бизнес-процессов, объединяющих партнеров на взаимовыгодных началах и опирающихся на современные ИТ.
Для страховщиков и медиков отмечу, что именно на этом пути финансовую выгоду от ИС можно получить уже после выполнения второго (в схеме Марциновского) этапа — «Стартовый набор АРМов». Однако для этого проектирование ИС полезно начать не столько с ЛУ, сколько со страховой компании, но при включении в проект части ИС ЛУ.
Пара слов о недостатках в стандартизации мединформации. Они все больше мешают работе, но во всем мире работают над преодолением этой преграды. Посмотрите статью А. Чучалина и В. Шухова «Проблемы стандартизации информации...» в журнале «Лечащий Врач» № 2 за этот год. Такое расширение кругозора не повредит в проектировании любого «эл-бизнеса», ведь проблем стандартизации в любой отрасли очень много. Пусть в промышленности эти проблемы проще, зато наши «капитаны индустрии» и министерства ведут себя неоправданно пассивно. Так что есть много причин присмотреться к информатизации медицины.
Евгений Захарович Зиндер — директор фирмы «Группа 24», шеф-консультант «Директора информационной службы». Ему можно написать по адресу: ezinder@osp.ru или gr24@sept.ru