Эта публикация — одна из двух частей большого интервью, тематически близкая интересам руководителей проектов и директоров информационных служб. Другая часть, содержащая более общие, но тоже очень интересные суждения (например, о том, надо ли учиться информационным технологиям, или о рынке Internet-компаний), приводится в Computerworld Россия.
Дон Теннант из Computerworld два года назад уже беседовал с Джеймсом Мартином на тему развития «киберкорпораций». Не так давно он вновь встретился с Мартином и попытался выяснить, что изменилось в его взглядах за прошедшее время.
Как изменилось ваше представление о компаниях, осваивающих киберпространство, с того момента, как мы виделись в последний раз?
Мне кажется, что многие из моих прогнозов уже сбылись. Думаю, что сегодня сказал бы то же самое, за исключением одного весьма важного момента: на сегодняшний день разница между собственно Internet-торговлей и механизмами электронного бизнеса очень велика. Не секрет, что еще год назад мы ассоциировали продажи в Internet с Amazon.com, создатели которого попытались организовать торговлю сразу во всех странах мира, отдавая таким образом предпочтение направлению глобального охвата потребителей. Сегодня стало ясно, что львиная доля транзакций, осуществляемых в Сети, относится к категории «бизнес — бизнес». Объем взаимодействий типа «потребитель — потребитель» крайне мал. И это при том, что общий объем рынка электронной коммерции к 2003 году только в США составит 1,4 трлн. долл. Из этой суммы 1,3 трлн. долл. приходится на операции «бизнес — бизнес» и 100 млрд. долл. — на сделки типа «бизнес — потребитель». Но это касается США. Если же вести речь обо всем остальном мире, то здесь прогнозы делать значительно сложнее. Остальной мир развивается по иным законам, но, судя по всему, к 2003 году он настигнет США. Это значит, что за четыре года оборот увеличится практически с нуля до 2,5 трлн. долл. С точки зрения чистой экономической теории подобный рост кажется просто невероятным.
Так значит, рост будет еще более быстрым, чем вы думали?
Да. По миру пронесется гигантская волна, увлекающая за собой всех, и она будет гораздо мощнее, чем кто-либо мог предположить.
Чем все это обусловлено? Почему мы не могли предсказать этого?
При составлении прогнозов большинство аналитиков думали лишь об электронной торговле с потребителями. Можно утверждать, что оценки для рынка «бизнес — потребитель» были достаточно точны, но никто не предполагал, что объем транзакций «бизнес — бизнес» будет нарастать так быстро. Причина подобного развития событий заключается в том, что новые механизмы во многих случаях способны сделать бизнес гораздо более эффективным. Поясню свою мысль. Если, к примеру, речь идет о продаже стали, то огромное количество этого металла одновременно перевозится между множеством точек, и если удается усовершенствовать этот процесс, то количественные показатели вырастают. Половина всех грузовиков в Соединенных Штатах сегодня передвигается порожняком. Чтобы оптимизировать затраты, нужно ввести в действие механизм поиска незагруженной машины. Для этого достаточно обратиться к Internet, и можно размещать свои грузы в порожних грузовиках. Подсчитайте стоимость перевозки, и вы поймете, сколько на этом удастся сэкономить.
В прошлый раз, когда речь зашла об аутсорсинге, вы заявили, что переориентация информационных систем на обслуживание независимыми компаниями в ближайшие четыре года приведет к глобальной катастрофе. Подтверждаются ли ваши предположения?
Да, я полагаю, что сегодня есть целый ряд задач, которые с помощью аутсорсинга нельзя решить должным образом и в установленные сроки. Но в то же время руководство любой корпорации должно задать себе вопрос: «Что мы хотим делать лучше других, на чем следует сосредоточить основные усилия? Все, что у нас получается хорошо, следует оставить себе. Решение всех остальных вопросов лучше отдать на откуп внешним организациям». Таким образом, возможно, имеет смысл привлечь внешние ресурсы к созданию кафетерия или к построению системы безопасности. Но стоит ли полностью передавать им информационную службу? В некоторых случаях - да.
В каких случаях?
Если используемые информационные технологии относительно просты и если вы в них ничего не понимаете, лучше привлечь к решению этих задач внешнюю организацию. Многие молодые компании растут очень быстро, однако они предпочитают, чтобы их компьютерную систему обслуживал кто-то другой. И правильно, потому что если они станут заниматься этим самостоятельно, темпы роста неизбежно замедлятся. Но в тех случаях, когда компьютерные операции становятся неотъемлемой частью бизнеса, ситуация меняется на противоположную. И поручить решение этих задач кому-то другому — то же самое, что доверить ему курицу, несущую золотые яйца.
Одной из набирающих популярность форм использования внешних ресурсов является аренда приложений (ASP — application service provider). Куда, по вашему мнению, она нас заведет?
По-моему, это довольно удачные проекты, а Internet лишь усиливает их практическую направленность. Думаю, что число приложений, к которым можно получить доступ по Сети, со временем будет увеличиваться. Это одно из магистральных направлений расширения индустрии программного обеспечения. Если у вас есть возможность использовать уже существующие программы, не упускайте ее. Ведь это намного дешевле, быстрее и безопаснее по сравнению с написанием собственных приложений. На мой взгляд, разрабатывать программы своими силами имеет смысл лишь в том случае, если ваш бизнес требует реализации каких-то уникальных функций, если вы хотите получить то, чего не могут дать стандартные приложения. Многое зависит и от того, в какой области вы хотите стать уникальным. Остановив свой выбор на соответствующих средствах, вы действительно будете отличаться от других и сможете занять лидирующие позиции.
Но существуют и психологические барьеры. Не каждый отважится доверить свои данные программе, которая работает где-то на сервере внешнего поставщика услуг. Естественно, люди будут беспокоиться.
Да, но, скорее всего, со временем они все же поймут, что технологии Internet могут обеспечивать достаточную степень надежности и безопасности.
А что на фоне роста популярности концепции ASP можно сказать о возрождении интереса к централизованной обработке и использованию тонких клиентов?
Существует множество областей, в которых применение технологии тонких клиентов станет оптимальным решением. Сегодня серверы широко используются в локальных сетях, так почему бы не перенести все это в Internet? Доступ к серверам дает возможность выполнять большое количество очень сложных и интересных функций, находить решение, которое нельзя получить другим путем. К примеру, если вы хотите, чтобы все данные размещались в одном месте, вы можете использовать технологию хранилищ и добычи данных.
Что вы думаете о росте популярности Linux и программного обеспечения с открытым кодом?
На мой взгляд, это очень важно, это станет определяющим фактором дальнейших изменений. У меня нет самых последних статистических данных, но, по моим оценкам, доля Web-серверов, работающих под управлением Linux, составляет около 30%. Это очень неплохой показатель. Sun недавно приобрела немецкую компанию, разработавшую офисный пакет StarOffice. Учитывая высокую популярность Linux, Sun собирается распространять это программное обеспечение бесплатно. Очевидно, если такое действительно произойдет, то Microsoft получит удар в самое уязвимое для себя место.
Вы полагаете, что подобные тенденции носят позитивный характер?
Я думаю, что конкуренция крайне важна для отрасли. У PowerPoint и других программ, входящих в состав Microsoft Office, много недостатков. При наличии конкуренции качество программ будет постоянно повышаться.
Меня очень беспокоит тенденция увеличения числа ошибок в том программном обеспечении, которое используется сегодня. Иногда мне кажется, что большая часть программ написана просто отвратительно, и эффективно решать с их помощью какие-то задачи практически невозможно. Совокупные расходы на устранение ошибок, обусловленных плохой архитектурой (программ и данных), очень велики.
Еще 25 лет назад Джеймс Мартин был хорошо известен в России (в СССР) как один из главных аналитиков IBM и пользовался признанием как автор большой серии книг по методам и опыту проектирования различных компонентов ИС — баз данных, сетей и систем защиты данных, архитектуры ИС в целом. Затем, как и многие другие опытные аналитики, Мартин создал собственную консультационную компанию James Martin & Co. и продолжает активную деятельность, часто опережая коллег своими оценками тенденций развития ИТ и систем. Около пяти лет назад Мартин стал активно использовать термин «киберкорпорация» и опубликовал книгу Cybercorp: The New Business Revolution («Киберкорпорация: новая революция бизнеса»). В ней обсуждается появление компаний, бизнес которых строился на основе использования возможностей Internet и ориентированных на Сеть вычислительных платформ. Читая суждения Мартина, надо учитывать, что по большей части он обращается к тем предприятиям, которые стремятся быть впереди — и в своей основной деятельности, и в ИТ. Пусть и дальше именно этим он будет интересен для нас, сохраняя неувядаемую работоспособность и смелость мысли. Вместе с тем не будем забывать о существовании других аналитиков и оценок.