Руководитель: "Вы не можете... э-ээ?.."
Перевод: "Мне нужно, чтобы эта задача была решена, и я не могу себе позволить согласиться на сложное решение".
Один из знакомых мне директоров по информационным системам (ИС) рассказывал, чего он хочет от новой мегасистемы, энергично создаваемой его разработчиками: "Мне нужна база данных". И небрежно махнув рукой, добавил: "Меня нисколько не интересует, с какими приложениями она будет работать".
Ну и что же в результате? Его система так никогда и не была доделана, и не прошло и двух лет, как он ушел со своего поста.
Мы продолжаем разрабатывать раздел технической архитектуры нашего интегрированного плана создания ИС. Сегодня мы остановимся на информационном уровне. Техника управления этим уровнем хорошо известна.
Итак, наша цель - поместить информацию в подходящий контекст. Для начала мы попытаемся избежать ошибок вышеупомянутого директора по информационным системам, признав, что хотя информация и центр вселенной, но движущая сила бизнеса - это приложения.
Мы совершили ужасную ошибку, изменив в начале 80-х годов название электронных систем обработки данных (electronic data processing, EDP) на управленческие информационные системы (management information systems, MIS).
Когда мы были EDP, мы делали нечто ценное - что-то там обрабатывали и тем самым автоматизировали ручные процессы.
MIS управляла информацией. Хуже того, мы декларировали, что наша цель - предоставить информацию менеджерам. Помощь служащим в выполнении полезной работы стала побочным результатом.
Было бы намного лучше называться "системами автоматизации обработки".
А из колеи нас выбили технологии баз данных. С появлением СУБД мы изменили методы проектирования систем. Мы поместили информацию в центр архитектуры. Информация, как мы поняли, более стабильна, чем программы, которые ее используют.
Затем мы осознали, что поскольку информация лежит в основе нашей архитектуры, она должна стать и основой предприятия. До сих пор все было хорошо, но потом разум нас покинул: мы стали заниматься исключительно тем, что называют информацией, задвинув в дальний угол обработку, которая и приносит основную пользу.
Давайте взглянем на все это внимательно и отвлеченно. Основная ценность информационной системы есть следствие усовершенствованной обработки - снижения стоимости оборудования, сокращения цикла обработки и повышения точности.
То есть если мы и в самом деле думаем, что информация является точкой отсчета, наши усилия обречены на провал, и компании нет смысла рассчитывать на успех. Около 80% имеющейся в обычной компании информации - не структурировано. (Я несколько раз изучал этот вопрос, и приведенные оценки оказывались весьма близкими к истине.) Это текст, речь и картинки. Простодушный читатель подумает, что если информация является основой всего и 80% всей информации не структурировано, значит, 80% времени мы должны посвящать управлению неструктурированной информацией. Конечно же, это не так. В 80% случаев мы управляем алфавитно-цифровыми данными - как работать с информацией такого типа, нам известно. Телефонные системы и персональные компьютеры (техника, которая обрабатывает неструктурированную информацию) были убогими падчерицами информационных систем не потому, что мы не могли управлять информацией, а потому, что мы не могли ее обрабатывать.
До сих пор мы с этим так и сидели. Хотя и недолго. Может быть, из-за влияния электронной почты и World Wide Web, но так или иначе компании осознают эту нехватку.
Хотите знать свое будущее? Посмотрите на современный центр телефонного обслуживания. Здесь в цифровом виде записывают все переговоры, а также представления каждого экрана, который посещался во время звонка. Вся информация индексируется, и ее могут получить руководители центра, чтобы оценить индивидуальную производительность. Ее также можно использовать для определения расширенной статистики, касающейся производительности.
Сейчас эти системы закрыты и являются внутренними разработками. Завтра в той же системе управления документами будет храниться все, в том числе сканированные изображения и документы, подготовленные в текстовых процессорах, причем все будут иметь ссылки на единый индекс.
Это всего лишь один пример того, как вы должны будете управлять информацией и обрабатывать ее в ближайшем будущем.
Подумайте, правильно ли устроен информационный уровень вашей системы? Сейчас, возможно, да, но вам предстоит серьезное планирование.
"А как вы в своей компании планируете информационный уровень системы?" - спрашивает Боб Льюис. Отвечайте не только ему, но и нам по адресу cwr@osp.ru для рубрики "Директору".
Боб Льюис - консультант компании Perot Systems. Ему можно написать по адресу Bob_Lewis@csi.com.