События последнего времени вынуждают высказать свою точку зрения на последствия кризиса для информационных технологий вообще и для банковской сферы в частности.
Алексей Рассказов считает, что разница между банками и небанками в настоящей ситуации только в том, что первые действительно первыми почувствуют всю глубину падения |
По сути, разница между банками и небанками в настоящей ситуации только в том, что первые действительно первыми почувствуют всю глубину падения. Даже в самом оптимистичном варианте деградация финансовой и экономической системы России продлится не менее полугода. Достаточно вспомнить, что в 1995 году при кризисе гораздо более скромного масштаба "дно" было найдено через четыре месяца. Возможно, после этого снова начнется подъем. С учетом накопленного багажа знания и опыта предыдущих ошибок у ИТ-специалистов путь "в гору" может быть пройден за полтора года, и в конце пути мы наконец достигнем того уровня информационной технологии, который имели в начале августа 1998 года. Таким образом, сейчас имеет смысл прогнозировать развитие ситуации на ближайшие два года, то есть до конца 2000 года.
Информационные технологии и системы, особенно банковские, не представляют собой самостоятельного бизнеса, а только обеспечивают другие виды предпринимательской активности. Обеспечение носит двоякий характер: ИТ-решения направлены на повышение либо корпоративной производительности, либо - персональной. В первом случае они обеспечивают согласованное функционирование предприятия как единого организма, выступая в роли технологического конвейера, в котором пользователи информационных систем во взаимодействии с компьютером отвечают за выполнение определенных участков общего технологического процесса. Во втором случае ИТ-решения обеспечивают повышение способности каждого отдельного индивидуума выполнять предписанную ему работу.
Эти два ИТ-направления принципиально противоречат друг другу. Первое - это как бы аналог государственности, второе - аналог сепаратизма. Что происходит в государстве в условиях деградации? Ответ очевиден - расцвет сепаратизма, когда каждый индивидуум старается запастись мукой, солью и спичками, чтобы иметь возможность выживать самостоятельно в условиях наступающей разрухи.
Применительно к банковским информационным технологиям данная аналогия станет совершенно очевидной, когда в связи с необходимостью реагировать на происходящее Центральный банк станет выпускать новые инструкции, затем через неделю-другую - изменения к этим инструкциям, а впоследствии - изменения к изменениям. Руководство банков тоже не станет стоять в стороне от процесса и, в спорадических попытках сохранить бизнес, также добавит неразберихи в общую картину. В итоге частые изменения постановок задач не оставят камня на камне от самих постановок, и тогда "проводка" останется чуть ли не единственным инструментом пользователя при общении с банковской системой. Во всяком случае, любые интегрированные системы, построенные на принципах обработки банковских продуктов, сделок и контрактов, не смогут выдержать конкуренции, в основном в силу своей тяжеловесности.
С точки зрения собственно информационных технологий на российском пространстве доминируют три основных варианта построения систем:
а) на основе мэйнфрейма (на мой взгляд, здесь и далее слова автора о мэйнфреймах не обязательно применять только к этому классу компьютеров, но можно расширять на разные решения систем с четко централизованной архитектурой, в частности - с "интегрированной" базой данных. - Прим. Е.З.);
б) клиент-серверные системы;
в) на основе файл-сервера.
Поддержка первых будет даваться очень дорогой ценой, особенно в условиях кризиса, когда следует экономить ресурсы, в том числе и людские. Поддержка вторых обойдется несколько дешевле, но наиболее уверенно будут себя чувствовать третьи. Разумеется, последние имеют больше всего шансов пережить самые трудные первые полгода. Однако, как показывает опыт, от подобных систем впоследствии бывает крайне трудно перейти к действительно серьезным интегрированным решениям по причине многочисленных трудностей преобразования последствий лоскутной автоматизации в единое связное решение.
В действительности я вижу только два способа с наименьшими потерями дожить до конца 2000 года:
а) сделать ставку на файл-серверные решения, дополненные опытом и выполняемые под непосредственным руководством специалистов по системам на основе мэйнфрейма;
б) сделать ставку на клиент-серверные решения, приняв ряд превентивных мер по разукрупнению реализованных интегрированных систем.
Если в первом случае удастся сохранить целостность отдельных фрагментов технологического конвейера, то у организации (банка) будет возможность впоследствии перейти на нормальную корпоративную систему. Во втором случае достаточно будет вновь собрать вместе искусственно разделенные фрагменты.
Вместе с тем я не очень надеюсь на способность руководителей предприятий в условиях цейтнота принимать правильные решения. Думаю, что оказавшись перед огромным морем грязи на подножке "мерседеса", они будут скорее склонны пересесть на трактор, нежели прицепить к трактору "мерседес" и сохранить последний до конца поездки. В этом случае после выезда на асфальт надо будет снова покупать "мерседес". Но это будет потом. А пока актуален лозунг: "Все на борьбу с кризисом!". Хочется добавить - блажен, кто выживет.
И все-таки кто-то выживет, а в некоторых областях даже будет наблюдаться определенный рост. Есть, как минимум, две области ИТ-деятельности, в которых ситуация скорее всего изменится в лучшую сторону. Это - разработка, установка и эксплуатация решений на базе "Windows NT + MS-SQL" и Internet-приложения. Каждое их этих направлений обладает сейчас самым главным преимуществом - живучестью. Не надежностью в ее классическом понимании, а именно живучестью применительно к складывающейся обстановке. И то и другое не требует серьезных начальных капиталовложений: разрабатывать программы можно и "в гараже". И то и другое имеет широко развитую защищенную от неожиданностей инсталляционную базу: для промышленной работы Windows NT сгодятся уже приобретенные "навороченные" ПК, для Internet-решений нужна телефонная сеть, которая оплачивается в основном за счет "живых" денег и достаточно уверенно будет обеспечивать связь в заданный отрезок времени. И наконец, по обоим направлениям в России имеется критическая масса специалистов, которые смогут разрабатывать и обслуживать такие системы. К сожалению, второй вариант все же является более рискованным объектом приложения усилий - Internet могут отменить.
Алексей Николаевич Рассказов - начальник отдела информационно-технологического департамента банка "Менатеп". С ним можно связаться по адресу: alnik@rp3.menatep.ru.