Создание автоматизированных систем управления только усугубило необходимость в помощи при принятии решений. Вышедшая в московском издательстве "СИНТЕГ" книга известного отечественного специалиста профессора Э.А. Трахтенгерца "Компьютерная поддержка принятия решений" посвящена именно этому кругу проблем1.
Структура данной книги достаточно полно выражена пятью компонентами, присущими системам поддержки принятия решений (СППР).
Сначала разъясняется предмет - необходимость принятия решений и почему нужно поддерживать процесс их принятия. Автор с первых же страниц занимает позиции системного подхода и в качестве соответствующих компонентов рассматривает объекты управления, лиц, принимающих решения (ЛПР), и аппаратуру поддержки процессов в виде компьютеров. Тогда общая схема поддержки принятия решений, излагаемая в книге, включает: помощь ЛПР при оценке состояния управляемой системы и воздействий на нее; выявление предпочтений ЛПР; генерацию возможных решений; оценку возможных альтернатив, исходя из предпочтений; анализ последствий принимаемых решений и выбор лучшего с точки зрения ЛПР.
Отдельно рассмотрены задачи компьютерных СППР и факторы, определяющие характер человеко-машинных процедур подсиcтем принятия решений. К последним отнесены собственная структура СППР (cосредоточенные или распределенные), типы представления проблем, стоящих перед СППР, оценка результата решения, принимаемого с помощью СППР, а также ситуации, в которых ЛПР использует СППР, и виды анализа ситуаций.
Функционирование компьютерных СППР рассмотрено в рамках распределенных систем с учетом многопользовательского интерфейса, динамики развития ситуаций и выбора решения, а в качестве возможных решений предлагаются сценарии.
Когнитивные карты и экспертные системы принятия решений рассматриваются в книге в качестве основных методов генерации решений. При этом сценарии представляются не только в виде графа операций, но и текста на формальном языке.
Проблеме оценки возможных решений в соответствии с предпочтениями руководителя автор отвел третью главу книги. Формализация оценок привязана к решениям, относящимся к сценариям, которые основываются на нечетких множествах и данных, размытом ранжировании, лингвистических переменных,а также на нечетких выводах в экспертных системах. Критерии важности принимаемых решений формируются в виде наборов с соответствующими оценками. Сами решения могут быть оценены различными методами (анализа иерархий, функций или отношений предпочтений ЛПР по Парето или кусочно-линейной аппроксимации).
В больших системах управления, как правило в распределенных СППР, по мнению автора, необходимо согласовывать групповые решения на основе предпочтений ЛПР. Задача согласования возникает лишь в распределенных СППР (как между узлами различных уровней, так и одного). Методы согласования различны, например, метод идеальной точки, когда существует такое общее решение или можно выбрать находящееся на минимальном расстоянии от всех в смысле какой-либо метрики. К другим, рекомендованным автором, можно отнести ранжирование по Парето, использование функций или отношений предпочтения ЛПР и других.
Завершает книгу глава об организации компьютерного взаимодействия в распределенных СППР, которая демонстрирует, что современное развитие аппаратных платформ и "агентно-ориентированные системы искусственного интеллекта" позволяют достичь весьма высокого функционального уровня в принятии решений в автоматизированных системах управления.
В заключение отметим, что данная книга несомненно будет полезной для очень широкого круга специалистов не только занятых информационными технологиями, но интересна студентам и исследователям смежных специальностей. Книге предпослано удачное, на наш взгляд, аналитическое предисловие научного редактора В.Л. Гуревича, где он отметил ее актуальность и важность для читателей, занятых корпоративной деятельностью.