Современное состояние промышленности России в целом характеризуется периодом ожидания. Руководители предприятий реализуют производство на минимальном уровне, или делают первые робкие шаги по вхождению в рыночную экономику. И тем, и другим приходится решать комплекс стратегических и тактических задач: реструктуризировать предприятия, организовывать новые службы, внедрять новые методы управления и принятия решений, обновлять оборудование и технологии, подбирать кадры.
Одна из важнейших задач этого комплекса – определение стратегии комплексной автоматизации, без которой невозможно создание конкурентоспособного предприятия. Сложность проблемы усугубляется тем, что это направление, как правило, наименее знакомо руководству предприятия. Неправильное же решение может не только привести к ближайшим финансовым потерям, но и к выбору тупикового направления развития, при котором экономическая ущербность решения начнет сказываться через несколько лет.
Руководитель предприятия не имеет возможности воспользоваться опытом, даже положительным, другого предприятия. Ему необходимо принимать стратегию развития комплексной автоматизации именно своего предприятия со всеми его проблемами.
Внедрение систем комплексной автоматизации требует внесения изменений в структуру предприятия, переоснащения его рабочих мест, изменения стиля и характера работ специалистов предприятия, в первую очередь работ инженерно-технического состава.
Это требует новых методов и обучающих технологий подготовки специалистов в высших учебных заведениях, техникумах для работы их на предприятиях с системами комплексной автоматизации.
Как показал опыт, во всех технически развитых странах проблема комплексной автоматизации предприятий является проблемой государственного значения. В первую очередь государство должно определить техническую политику в этой области, привлекая ученых и практиков для разработки концепции комплексной автоматизации.
Конечно в настоящее время не может быть и речи о силовом воздействии государства при реализации его технической политики. Однако, у него имеется достаточно много рычагов для обеспечения принятия предприятиями добровольно этой политики, исходя из экономической целесообразности. Государственной проблемой является также создание инфраструктуры для решения проблем комплексной автоматизации промышленности.
Мы предполагаем, что указанные проблемы должны стать предметом обсуждения в статьях нового для журнала раздела "Комплексная автоматизация предприятий". При этом мы надеемся обеспечить максимальную объективность информации.
В ноябре 1997 года состоялось заседание рабочей группы "Информационные технологии в промышленности" Миннауки РФ по НТП "Технологии, машины и производства будущего". На заседании обсуждались вопросы комплексной автоматизации производственной деятельности предприятий, технологии создания интегрированных систем, направления разработки программного продукта. В обсуждении приняли участие ряд крупнейших машиностроительных предприятий, ведущие фирмы - разработчики программного продукта, работники министерств, ученые и преподаватели академических институтов и ВТУзов страны. Было высказано предложение о создании Ассоциации предприятий, организаций и отдельных физических лиц, заинтересованных в решении проблем комплексной автоматизации производства.
Мы считаем, что ее основной целью должно стать информационное обеспечение всех заинтересованных организаций, проведение объективных консультаций по тем или иным системам комплексной автоматизации, консультаций по технологиям их внедрения на конкретных предприятиях, проведение или помощь предприятиям в анализе их состояния и выборе направления и средств эффективной автоматизации. Однако, опыт показывает, что для эффективной работы такая Ассоциация должна быть союзом единомышленников, а для этого целесообразно предварительно обсудить проблемы современной автоматизации предприятий в каком-либо печатном органе. Этот вопрос, как предполагается, тоже должен стать предметом данного раздела.