В компьютерном мире давно устоялся термин "средства быстрой разработки", объединяющий пакеты программных приложений, баз данных и т.п. Он же идеально подходит к программам для оперативного проектирования с целью ускоренного получения общей информации об объекте и последующей визуализации (т.е. получения перспектив, аксонометрий, общих видов). Цель последних очевидна: выяснить, на правильном ли пути находятся авторы проекта, нравится ли он заказчику...
Как программист, так и инженер, архитектор, работая с программами подобного рода, оперируют "кирпичиками" заранее заготовленных функций или объектов. Естественным изъяном программ "быстрой разработки" будет недостаточность имеющихся объектов, впрочем, сколько бы их не было - их всегда будет не хватать. В конце концов, вы сами должны сделать для себя выбор: или скорость, или точность (многофункциональность). Принцип, "не нравится Visual Basic - садись за C++", применим и к архитектурно-инженерным приложениям.
Что, прежде всего, специфично для конкретных образцов CAD-продуктов для ускоренного проектирования? Прежде всего, их целью является трехмерное представление об объекте проектирования. Двухмерные проекции, как правило, создаются в ограниченном наборе, да и выглядят весьма условно. Кроме того, абсолютное большинство "кирпичиков" - элементов закрыто от пользователя, их число ограничено и вполне конкретно. Экспорт компонентов извне невозможен или почти невозможен (до смешного: если программа оперирует модулями "шар", "конус", "куб" и т.п., то создать в ней объект "цилиндр" будет, как правило, невозможно). В чем же, скажете вы, польза от таких программ? Все очень просто: современные (и полноценные) CAD-программы требуют огромных усилий при проектировании, так как они в основном применяют наборы простейших геометрических элементов - примитивов. Сложность, как правило, соответствует точности задач, но делает невозможной (или трудно реализуемой) ситуацию эскизирования. Зачем хрустальным молотком забивать гвозди?..
Я работаю архитектором и потому в качестве объекта своего интереса выбрал недавно появившуюся на рынке программу ArCon, являющуюся характерным примером исследуемого направления. До появления этого продукта мне пришлось ознакомиться с массой аналогов, вошедших в употребление в последние годы, вроде 3D Home Architect, Custom Home 3D, Chief Architect и т.п. Часто мелькающее в названиях слово Home ( т.е. дом, домашний), говорило о вполне конкретной аудитории пользователей: домохозяек, покупателей мелкой недвижимости или строителей - любителей. Ничего не понимая в проектировании, они должны были составить, сами для себя, представление о своей мечте - доме, квартире, коттедже. Что поделаешь, и профессионалы тоже часто пользовались этими программами: с заказчиками надо говорить на понятном им языке. Зато, какой был эффект, уж вы поверьте!
ArCon, надо сказать, продукт гораздо более высокого уровня и предназначения. В нем, наверное, - по наследству, остались кое-какие чудеса "для домохозяек", вроде звукового оформления (в виде шаркающих шагов при обходе здания, движении на лифте или открывании дверей и др.). Все же остальное - как минимум сносно, если не превосходно. Это превосходство (в том числе и над другими аналогичными программами) обозначается хотя бы тем, что пользователь оперирует профессиональными элементами, теми самыми "кирпичами", - стенами, колоннами, перекрытиями, лестницами, оконными и дверными заполнениями (рис.1).
Рисунок 1.
Функциональная блок-схема программы
Итак, об упомянутых модулях (элементах). Фактически, их количество и возможности редактирования определяют лицо и потенциал программы. Таковых в ArCon предусмотрено восемь: стена, лестница, дверь, окно, перекрытие, канал (дымоход) и крыша. Для большинства объектов жилого и офисного назначения этого вполне достаточно. ArCon быстро создает трехмерное представление об объекте именно потому, что модули "зашиты" в ядро программы. По сути дела они являются параметрическими прототипами, обладающими определенными возможностями редактирования.
Характерно, что базовые модули подлежат размещению исключительно в специальном двухмерном режиме - режиме КОНСТРУИРОВАНИЯ.
На этот момент трехмерная информация хранится в файле в виде параметрических данных по элементам. Для меня не стало откровением то, что изображение плана в режиме конструирования отличается крайней условностью, если даже не корявостью - проекции далеки от принятых стандартов и норм (чего стоят только дверные ручки в плане). Впрочем к планам, как к вспомогательной проекции, можно отнестись вполне снисходительно. Принципиально ценным для режима конструирования является возможность точного установления габаритов объектов, в т.ч. стен. Кроме того, реализуется привязка к модульной сетке, возможна разбивка вспомогательных линий (по сути дела, осей). Средства точного конструирования включают также координатную привязку (с возможностью перемещения начала координат) и наличие "линейки", почему-то только горизонтальной .
Возможности редактирования модулей в программе весьма впечатляют достаточно взглянуть на список настраиваемых параметров "Окна произвольного типа" (их девятнадцать!).
При этом характерно наличие параметров разного типа: геометрических, текстурных, структурных. Результаты также очень неплохие. Во всяком случае, при тестировании они чаще превосходили наши ожидания, нежели разочаровывали. Отслеживание взаимосвязи модулей также функционирует успешно: окна и двери помещаются только в стенах и т.п.
Профессиональные качества программы сказываются и на идеологическом уровне. Я, прежде всего, имею в виду структурирование проекта по принципам разбивки на этажи, возможность работы с "актуальным" этажом или со всеми сразу. Существенно наличие понимания ArCon'ом внутреннего и внешнего пространства, замкнутых или открытых контуров стен.
Оформление, организация пространства окончены - начинается следующий этап, работа в режиме ДИЗАЙНА.
Здесь уже фигурируют объекты: мебель, предметы обстановки, разные мелочи. Кроме того, именно из этого режима настраиваются и осуществляются режимы визуализации. Плановый вид удобен для расстановки мебели и оборудования, их габариты легче уточнять в перспективном виде. Объекты прекрасно каталогизированы. Удобный интерфейс в виде "дерева" с возможностью предварительного просмотра позволяет выбрать именно то, что необходимо. Объект с измененными параметрами при повторном использовании может просто копироваться. В этом случае настройка заново не требуется. В перспективном виде объекты чувствуют друг друга: можно поставить один на другой, буквально "уронив" верхний на нижний, он сам остановится на нужной высоте или плоскости (во многих аналогичных программах это невозможно, или они проскакивают насквозь). При этом трехмерный курсор выглядит очень выразительно: выбранный объект заключается в объемный куб (что упрощает восприятие габаритов). При перемещении он меняет свою форму на светящийся цилиндр с указателями направлений, отмечающий местонахождение предмета в плане (проекцию на пол). Последнее ценно для объектов, перемещаемых "по воздуху", чтобы знать, куда они "упадут". Короче, слегка потренировавшись, вы легко научитесь бросать мелкие объекты не на пол, а на столы, полки и т.п.
Главное достоинство программы ощущается в режиме перспективного просмотра; его настраиваемость по многим характеристикам не уступает лучшим трехмерным пакетам. Эффект присутствия создают средства динамического осмотра: имитация обхода объекта. При этом, к сожалению, обход начинается довольно далеко и приближение к объекту происходит довольно долго (особенно при работе с загруженными текстурами и освещением). Зато при переходе в планировочные виды ваше положение запоминается и при обратном переключении вы оказываетесь в той же точке. Динамические средства дополнены режимом "проезда на лифте", - эффектного вертикального перемещения. Кроме того, настраивается высота точки осмотра, - прямым указанием расстояния от пола "актуального" этажа.
К числу важнейших характеристик средств трехмерной визуализации относятся параметры отображения. В ArCon'е их множество и большинство не вызывает сомнений в необходимости. Во-первых, сами объекты и элементы имеют несколько режимов отрисовки: в виде проволочной модели, объемов с цветом, текстурой среднего и высокого качества. Во-вторых, характеристики цветопередачи настраиваются на отображение в режиме High color с 32 Кб цветов (с отдельно устанавливаемой поддержкой команд MMX) или True color. При сохранении цветных изображений в виде растровых картинок возможно также включение опции сглаживания контуров.
Режимы настройки параметров освещенности выглядят очень достойно. Прежде всего, можно воспользоваться режимом рассеянного дневного освещения или, если вы расставили в числе объектов приборы освещения, ночного вида (переключатель "день - ночь"). Для обработки и вывода светотеневых параметров включается полноценный трассировщик, имеющий также ряд настроек: точного или быстрого построения, с тенями, отражениями, прерыванием или без таковых. Естественно, в зависимости от дневного или ночного режимов трассировка строится от локальных или внешних источников. К сожалению, на своем достаточно быстром компьютере (Pentium-133, 16 Mб DRAM, MGA Millenium 4 Mб WRAM) картинку трассировки я получал очень долго: со скоростью AutoVision сравнить невозможно. Но, главное - результат, его я считаю вполне достойным. Как профессиональный пользователь я уже имел возможность убедиться в эффекте, производимом полученными изображениями на зрителей, в том числе заказчиков.
Программа любезно предоставлена нам российской фирмой "Еврософт", известной по целому ряду распространяемых ею серьезных расчетно-конструкторских пакетов. Собственно ArCon является продукцией германской компании mb - Programme, локализацию которого осуществил "Еврософт". Более того, наши земляки исправили и уточнили некоторые модули исходной программы, составили весьма приличное руководство пользователя. Уже на нашей почве осуществляется дальнейшее развитие ArCon'а: осенью началось распространение пробных экземпляров второй версии, готовится третья. В них авторы обещали постараться освободиться от предмета основных претензий: отсутствия возможности дополнения библиотеки объектов. В новых версиях вы сами можете создавать свои объекты или импортировать их из формата 3D Studio (использовать свои текстуры можно и в текущей версии).
Чтобы, тем не менее, остаться в рамках аналитического жанра, хотелось бы упомянуть о наиболее существенных недостатках программы, что, наверняка, заинтересует потенциальных покупателей. Тем более, что я проделываю это не с целью "уничтожения" предмета критики, а ради интересов самих разработчиков: просьба последних о внесении информации по исправлениям и замечаниям высказана в Руководстве пользователя (надеюсь, неформально). У ArCon'а неплохие данные и весьма многообещающие перспективы. Поэтому и мне хотелось бы немного повлиять на эти перспективы. Что же касается недостатков, то, в числе таковых, автор хотел бы заострить внимание на следующих
- Модулей (или элементов) явно недостаточно. Перечень необходимых дополнений мог бы быть достаточно обширным (практически, по всей палитре профессиональных средств архитекторов). Но из числа наиболее вопиющих упущений, следует указать на отсутствие проемов (не окон и дверей, а незаполненных проемов в стенах), ниш (заглубленных участков стен), балок (открытых потолочных выступов), витражных огражда-ющих конструкций.
- Многие элементы нуждаются в обязательной доработке или в дополнении редактируемых параметров. Например, исключена возможность размещения криволинейных стен (сейчас их приходится имитировать ломаными поверхностями). Если вы нанесли длинную сквозную стену, то, несмотря на последующее внесение поперечных стен, первая остается цельным объектом. Соответственно, ее цвет и текстура не меняется по помещениям - мы же отделываем отдельные комнаты (!). Наверное, есть смысл осуществить автоматическую разбивку длинных стен на отдельные отрезки по местам пересечений. Лестницы имеют слишком мало вариантов планировок и конструктивных решений. Ограждения не всегда необходимы с двух сторон.
- В структуризирующую часть программы следует внести возможность выделения (указания) отдельных помещений или комнат на плане. Это позволит назначать единые параметры отделки, подсчитывать площади, вносить информацию по помещениям на планы в виде текста и т.п.
- К сожалению, авторы программы забыли о том, что архитектура не ограничивается отделкой стен, полов и окраской плоских потолков. На уровне объектов надо явно сформировать блок архитектурных элементов: решеток, ограждений, стеновых панелей, подвесных потолков с различными рисунками, карнизов, обрамлений, проемов, ордерных элементов. Да и потолки не могут быть только плоскими! О фасадах вообще не было речи. Они получаются исключительно состоящими из окон и дверей, плюс кровля. Для дачных домиков это еще хорошо, но для чего-то более серьезного средств слишком мало.
- Среди средств отображения проекта не мешало бы ввести возможность получения каких-либо других проекций, кроме планов: разверток стен, аксонометрий, разрезов. Посмотрите на план помещений в режиме дизайна с включенными текстурами и цветом. При сближенных цветах различить что-нибудь на нем невозможно. Лучше отказаться от такой невыразительной "продукции" или дать возможность трассировщику построить условные падающие тени от стен и мебели.
- Во многих модулях и объектах сказывается немецкое наследство. Большинство типов окон, устройство водоотводных сливов на кровлях и т.д. неприменимо в наших условиях по климатическим условиям или, вообще, запрещено действующими нормами. Понятна причина происхождения этих "фактических ошибок": при локализации программы, наши специалисты не захотели связываться с необходимостью произвести ревизию базы данных программы. Такой подход прошел бы еще пару лет тому назад (вроде локализованного Word'а, но без средств проверки русской орфографии), но завтра потребитель от неполноценной программы откажется!
Впрочем, это проблема, с которой сталкиваются все наши разработчики, особенно "подхватывающие" программные продукты из рук своих западных партнеров. "Еврософт" уже обратил внимание профессионалов к своей продукции, неравнодушное отношение к ней означает наличие рационального зерна и привлекательности. В доказательство этого, автор статьи иллюстрирует ее результатами своей работы, выполненной в ArCon'е: проектными интерьерами оздоровительного центра в московском ЭкспоЦентре.