Раздел "Тема номера" сегодня мы решили отдать CALS-технологиям. Придавая огромное значение этой концепци, в прошлом номере журнала мы отмечали, что CALS - это не просто технология, это новая система взглядов на проблему автоматизации проектирования с позиций информационного сопровождения всего Жизненного Цикла Изделия.
CALS - непрерывно развивающееся понятие. Вначале CALS была связана только с масштабными проектами американского военно-промышленного комплекса, позднее, в целях повышения производительности труда, принципы CALS стали применяться и в гражданской промышленности. Была произведена "демилитаризация" CALS, которая позволила "мирным" американским организациям и предприятиям внедрять ее принципы. Наконец, благодаря быстрому росту интереса со стороны бизнесменов многих стран, стало происходить географическое расширение CALS.
CALS родилась в департаменте обороны США в середине 80-х годов. Тогда эта аббревиатура расшифровывалась как Компьютеризированная Поддержка Логистических Систем (Computer-Aided Acquisition and Logistics Support). Ф.Дин Ирвин, директор управления функциональной информацией (Functional Information Management), рассказывал, что в то время компьютерные системы, закупленные военными ведомствами с целью усовершенствования процессов создания и технического обслуживания военной техники, не могли обмениваться информацией между собой и с аналогичными системами, использовавшимися в промышленности. Это приводило к изоляции вычислительных систем, ставших похожими на островки автоматизированной обработки данных. В 1985 году департамент обороны приступил к разработке CALS для решения вставших перед ним проблем. С тех пор трактовка аббревиатуры CALS менялась несколько раз.
В 1988 году в смысловом содержании с CALS были сняты типично военные ограничения и она стала называться "Компьютеризированные Поставки и Поддержка" (Computer-Aided Acquisition and Support). В этом варианте была усилена организационная направленность CALS. В 1993 году CALS стала называться: "Поддержка Непрерывных Поставок и Жизненного Цикла" (Computer-Aided Acquisition and Lifecycle Support). В новом названии учитывалась методология параллельного проектирования, интегрированной логистической поддержки, управления конфигурацией и управления документопотоком. Это позволило интегрировать процессы на всем протяжении Жизненного Цикла Изделий от выражения потребности в изделии до его утилизации. Позднее, под влиянием американского военно-промышленного комплекса, CALS иногда стали называть "Бизнесом в Высоком Темпе" (Commerce At Light Speed), чем подчеркивалась переориентация этих технологий в направлении Информационных Магистралей и Электронной Коммерции.